gggraysss (gggraysss) wrote in interesniy_kiev,
gggraysss
gggraysss
interesniy_kiev

Categories:

Гончары-Кожемяки... часть вторая


03 августа 2005.
Кожемяцкие «аристократы», или Рай для избранных в центре Подола
http://www.glavred.info

Земельный скандал в Пуща-Водице – только верхушка айсберга, скрытая часть которого представляет сплав из огромных денег...
...влиятельнейших связей, невероятных политических и бизнес-альянсов, борьбы не до первой крови и т.д. Новый виток истории порока наблюдается в исторической части Киева - на Подоле.
Земля и недвижимость, особенно в столице, и особенно в последние несколько лет стали своеобразным воплощением денег и власти. Поэтому борьба за нее в городе-герое Киеве – это Уолл-стрит и Дикий Запад в одном, а сделки, совершаемые на этом поприще, порой не уступают удачным биржевым операциям – по масштабам, изощренности, и по цинизму в том числе.
Киевский городской голова очень любит порадеть о местном самоуправлении, о правах городской громады. Сан Саныч также любит вспомнить о Магдебургском праве, дарованном Киеву в XV веке, благодаря которому всеми городскими делами, включая международную торговлю, ведал магистрат. Омельченко не преминает подчеркнуть, как он любит Киев и киевлян, обещает «никогда их не покинуть» и пр. Мы не станем сомневаться в любви градоначальника к своему городу. Мы лишь попытаемся понять, что преобладает в этой чувстве - нежная романтика, первобытная страсть или же буйство ревнивца, не желающего делиться собственной добычей?
Впрочем, оставим эти вопросы для историков и биографов Сан Саныча. Куда интересней обратиться к вопросам, которые уже в ближайшее время могут оказаться в поле зрения правоохранительных органов и общественности, отчаянно пытающейся сохранить то, что осталось от некогда любимого киевлянами города.
Отведение земельных участков в заповедной Пуще-Водице некоторым известным товарищам, последующий скандал, спешная отмена решения Киевсовета и тушение искор неприятной для городской власти истории, разгоревшейся в масс-медиа по этому вопросу могут по праву считаться классикой столичного «земельного» жанра в постреволюционный период. Итак…

«О tempora , o mores!»
Одним из «осколков» айсберга, ярко иллюстрирущего нравы городских властей, может послужить застройка исторического Подола, в частности, урочища Гончары и Кожемяки. В историческом заповеднике, в прямом смысле, на руинах древнего города, на месте поселения гончаров и кожемяк, сегодня строится частное элитное жилье – «аристократическая» «Воздвиженка».
Казалось бы – ну что ж такого? В конце концов, в последние десять лет в этих урочищах были пустырь и свалка, а теперь будут красивые домики, что ж такого? Приблизительно так рассуждает Сан Саныч, на одной из пресс-конференций заявивший, что строительство жилья в историческом заповеднике абсолютно законно, и пообещавший свозить журналистов на Гончары-Кожемяки, чтобы они собственными глазами могли увидеть, как там теперь красиво. Что ж такого? Так рассуждают и многочисленные чиновники, отвечающие за землеотвод, охрану памятников и др. Что, лучше, чтобы там был пустырь или надо было поставить там «свечки»-небоскребы?
Тем не менее, архитекторы и археологи утверждают: то, что сделано с урочищами – уголовно наказуемое преступление, планомерно совершаемое городскими властями. Речь идет не только о нарушении ряда действующих законов Украины, касающихся охраны культурного наследия и историко-культурных заповедников и объектов, Гражданского кодекса, Генерального плана застройки Киева, являющегося основным градостроительным документом. Дело вполне тянет на долгосрочный злой умысел городских властей с целью получения прибыли. Что дает право утверждать подобное?

Рассмотрим историю вопроса.
Как жили на Гончарах и Кожемяках
Урочища Гончары и Кожемяки расположены в долине между подольскими горами Старокиевской, Замковой и Детинкой. Древнейший сохранившийся план Киева 1695 года показывает довольно плотную усадебную застройку урочищ. На Гончарах со времен Киевской Руси и вплоть до начала XIX века были мастерские гончарного цеха. На Кожемяках, между Старокиевской и Замковой горой, жили кожевенники, которые всем цехом входили в Братство ремесленников. С этой местностью связана легенда о Кириле Кожемяке, победившего змея-людоеда и спасшего киевлян от гибели.
По утверждению археологов, планирование усадеб на Гончарах-Кожемяках сохранялось без каких-либо существенных изменений с летописных времен до наших дней. Даже пожар начала XIX века, уничтоживший весь Подол, пощадил урочища, расположившиеся в котловине подольских гор.
Еще в середине прошлого века улицы Воздвиженская, Кожемяцкая, Дегтярная оставались весьма колоритным местом: в двух-трехэтажных старых кирпичных домиках с общими дворами жили украинцы, евреи, армяне, татары, русские… Вместе праздновали, вместе горевали, вместе растили детей… На православную Пасху все ели куличи, в еврейский Песах – мацу, на татарский Рамадан – плов и лагман… Эти улочки сохраняли своеобразный автономный климат, какого не было нигде в городе, даже на Подоле, дух полинациональной ментальности, философию сосуществования разных культур и укладов.
Но время шло, не щадя ни людей, ни дома. Киев застраивался сравнительно комфортными новостройками с водопроводом, газом. Люди, проживавшие в коммуналках в центре города с общей кухней и нередко санузлом и умывальником на улице, могли получить отдельные квартиры – правда, на новых жилмассивах Левого берега.
С середины 70-х стали отселять жильцов и из Гончаров-Кожемяк. В опустевших домах время от времени возникали пожары. Гончары-Кожемяки постепенно заселяли бомжи и собаки, урочище зарастало сорняками и кустарниками, и очень скоро превратилось в пустырь. Вдобавок, туда стали свозить мусор и в центре города, рядом с Андреевским спуском, образовалась несанкционированная свалка... А под завалами мусора лежала земля, хранившая историю – от древних черепков и глиняных печей до остатков древних сооружений столицы Киевской Руси.

«Древний Киев» для всех
Правда, еще до этого Гончары-Кожемяки исходили вдоль и поперек археологи, определившие ценность каждого дома и исследовавшие культурные пласты, оставшиеся, по словам ученых, почти нетронутыми. Ученые настаивали, что эта местность должна быть объявлена заповедной археологической территорией. И не только эти урочища, но вся территория Древнего Киева.
«Сохранение своеобразия нашего города может быть следствием только осмысленного объединения планировочных структур прошлого с новыми, современными представлениями и возможностями, при условии охраны и совершенствования исторически сложившейся городской среды, - подчеркивал архитектор Авраам Милецкий, один из авторов и идеологов создания парка-музея «Древний Киев». – Мы обязаны находить свой, присущий только нашему древнему городу градостроительный прием и свой масштаб, свое, возможное только в нем, раскрытие перспектив, используя то природное начало, которое отметила история, создав на этих землях столицу Киевской Руси».
Проектное предложение о создании историко-археологического и архитектурного комплекса «Парк-музей «Древний Киев» появилось еще в 1967 году, генеральные планы и макеты комплекса выполнялись с 1968-го вплоть до 1985-86 годов. В комплекс предлагалось включить территории «города Владимира», частично «города Ярослава», древний Копырев конец, горы Старокиевскую, Детинку, Замковую, Уздыхальницу, Андреевский спуск, исторические древние урочища Подола – Гончары и Кожемяки. Авторами этого проекта были архитекторы Авраам Милецкий и Николай Холостенко, археологи Петр Толочко и Михаил Брайчевский и др.

Похороненный «Украинский дом»
Археологи надеялись, что удастся сохранить уникальные культурные пласты, провести раскопки, во время которых, по их мнению, можно бы было найти немало любопытного.
Киевское общество охраны памятников истории и культуры отстаивало идею создания в урочище Гончары-Кожемяки музея под открытым небом – эдакого «города мастеров»: собрать в этом месте макеты украинских архитектурных шедевров, поставить ремесленные мастерские, дать возможность туристам собственноручно лепить горшки, ковать подковы, ткать холсты… Построить мельницу, похожую на ту, что когда-то была на Гончарах, и прямо на месте выпекать хлеб…
Архитекторы же предлагали создать там общественно-культурный центр «Украинский дом» с выставочными залами и мастерскими, салонами, ресторанами, казино, центром культурного международного общения и экспонирование археологических памятников и т.п.
Например, раскопанные в урочище старинные печи времен Киевской Руси экспонировались бы по примеру дороги в Иерусалиме, по которой шел на Голгофу Христос: участок Виа делла Росса показан в срезе полуметровой глубины и выглядит точно так же, как две тысячи лет назад. Печи, которым, по меньшей мере, лет пятьсот-шестьсот, в том виде и на том месте, где они стояли – это готовый музейный экспонат.
По замыслу Милецкого, Гончары – Кожемяки должны были стать «памятником градостроительства XIX века и народных ремесел», «украинским Лас-Вегасом» в плане активной (и, что важно, круглосуточной) культурной и общественной жизни.
«Проект застройки урочищ как памятника градостроительства прошлого предусматривает полное сохранение исторических улиц, их замощение и профиль, установку в районе осветительных опор и консолей, ограждающих тумб и скамеек, фонтанов по рисункам прошлого, - писал Мелецкий в книге «Парк-музей «Древний Киев» (Киев, «Наукова думка», 1989). – Общему замыслу этой части музея будет соответствовать и принятое светотехническое решение всего комплекса парка-музея «Древний Киев» - когда освещение верхней части города будет констрастировать с источниками света застройки улиц и окружающих урочище гор».
Из задуманного Милецкому удалось построить только Пейзажную аллею – от Андреевского спуска до усадьбы Государственного художественного института, позволяющую осматривать «город Владимира» и «город Ярослава», а также соорудить подпорную стену на Кожемяках.

«Незаповедный» заповедник
Еще в советские времена были попытки взять Гончары-Кожемяки под государственную защиту. Первое решение Киевсовета об учреждении историко-культурного заповедника появилось в 1979 году под № 920.
Но только в 1987 году постановлением Совета Министров УССР был создан государственный историко-архитектурный заповедник «Древний Киев», включающий практически весь Старый Подол. Обоснованием для создания заповедника назывался историко-культурный потенциал этой территории – мощные археологические слои глубиной до 10-12 м, памятники истории, искусства, архитектуры и градостроительства.
По решению Киевского горисполкома от 10.10.1988 года № 976 были определены его границы (около 175 га). Эти границы были зафиксированы в историко-градостроительном опорном плане застройки города и в Генеральном плане, являющемся основным документом для планирования застройки. Кстати, в картах-приложениях к ныне действующему Генплану, подтвержденных уже в 2005 году, также четко указаны «красные линии», ограничивающие заповедную территорию заповедника «Древний Киев».
Статус историко-культурного заповедника предполагает возможность взять земельный участок или здание, находящиеся в его пределах, только в аренду, без права выкупа. В законе также совершенно четко записано, на что имеет право арендатор, подписывающий памятникоохранное обязательство на время пользования зданием или земельным участком – что он обязуется не изменять его облик, содержать в порядке, регулярно реставрировать и ремонтировать, финансировать эти работы.
Тем не менее, четко прописанных положений о заповеднике «Древний Киев» с ограничительной документацией на строительство тогда так и не появилось. Это впоследствии и предопределило фатум дальнейшей судьбы как заповедника, охватывающего практически весь Старый Подол, так и урочища Гончары-Кожемяки.
«Я работаю на этой территории с начала 70-х, - рассказывал начальник Подольской постоянно действующей экспедиции Института археологии НАН Украины Михаил Сагайдак. – За это время заповедническая идеология столько раз менялась, что и специалисту трудно разобраться в этих вопросах. К примеру, был у нас план создать в урочище парк-музей. Мы хотели сохранить 80-90% первичной архитектуры. Специальная комиссия рекомендовала снести только процентов 15 домов, не имеющих историко-архитектурной ценности, остальные же законсервировать, музеефицировать и реставрировать, сохранив, таким образом, лицо ремесленного Киева. Ведь таких заповедных зон в Европе очень много! Представляете, как бы это помогло понять мировоззрение наших предков, самих себя, философию нашей жизнедеятельности…»

Еще одна попытка…
В 1991-м, когда идея с парком-музеем уже канула в Лету, был разработан новый историко-архитектурный опорный план и проведен конкурс на концепцию использования территории урочищ Гончары-Кожемяки.
Победители – архитектор, ученый секретарь Украинского общества охраны памятников истории и культуры Виталий Отченашко и руководитель творческой архитектурно-проектной мастерской «Реставратор» Яков Дихтярь, писали: «Архитектурный бум в Киеве в Киеве конца XIX – начала XX века будто бы обошел урочище стороной – здесь не появились многоэтажные здания, яркие эклектичные и вычурные по форме фасады. Некоторые образцы эпохи модерна представлены малоэтажными зданиями… В Гончарах-Кожемяках модерн удачно слился с окружающей застройкой, восприняв ее своеобразный характер: здесь каждая архитектурная эпоха – классицизм, «кирпичный стиль», эклектика, модерн – нашли свое решение».
В 1992-м было принято решение Киевского горисполкома «О воссоздании исторической части Подола и принципах застройки урочища Гончары-Кожемяки», но в силу стечения неких обстоятельств дело опять заглохло.
«Иван Салий (представитель Президента в Киеве в 1992-1993 гг., бывший председателем Подольского райисполкома – ред.) поддержал тогда именно нашу концепцию – отстроить 20-30 домов старинной архитектуры, интересных в историко-архитектурном плане, остальную же территорию отдать под современную застройку, - рассказывал Яков Дигтярь. – Но все остановилось на уровне Киевсовета – еще при Леониде Косакивском. Депутаты не хотели отдавать землю буржуям».
Следует отметить, что Иван Салий, до перемещения в кабинет на Крещатике, 36, был председателем Подольского райисполкома. Урочища Гончары-Кожемяки и другие территории, представляющие историко-культурную ценность находились именно в его районе, к тому же в 10-15 минутах ходьбы от здания Подольской администрации. Так что Иван Николаевич, как никто другой, представлял себе, какой лакомый кусок лежал у него чуть ли не под окнами… Ведь по тем временам заказчиком строительства могла выступать именно Подольская районная администрация. Но, по-видимому, время для урочищ еще не пришло.
Но через пару лет Киев возглавил настоящий строитель – Александр Омельченко. И в городе началась строительная лихорадка, переходящая в бум со всеми вытекающими последствиями … Наступило времена зарабатывания немалых капиталов, в том числе на строительстве и инвестициях. Какие уж там дома, представлявшие историческую ценность, какие культурные пласты, какие парки-музеи и принципы застройки?! У государства и города денег на реставрацию не было – к тому же на реставрации, как известно, еще никто и нигде не зарабатывал. Конечно, если вас зовут не Александр Омельченко-младший, вы не являетесь директором корпорации «Укрреставрация» (ныне Омельченко-сын народный депутат, прошедший в парламент по списку «Нашей Украины» под № 53) и действительно занимаетесь реставрацией, а не строительством, приносящим, как известно, немалые дивиденды.

«Вишневый сад ваш продается за долги…»
Помните, как у Чехова? Купец Ермолай Лопахин увещевает помещицу Любовь Раневскую вырубить старый вишневый сад, разбить его на дачные участки, отдать их в аренду и получать по 25 тысяч в год дохода.
«Милый мой, простите, вы ничего не понимаете, - говорит на это Раневская. – Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад!.. »
«Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает, - ответствует на это Лопахин, мыслящий, что нашел спасение. – Если ничего не придумаем и ни к чему не придем, то 22 августа и вишневый сад, и все имение будут продавать с аукциона за долги»…
Современные «купцы» намного жестче. Они ни на минуту не сомневаются, что на месте вишневых садов должны быть построены доходные высотные дома, «милые шкафики» выброшены на помойку, помещица Раневская помещена в дом для престарелых… Этот мир принадлежит им, чуждым сантиментам и прочей ерунде. Они делают в этом мире деньги, поэтому он и принадлежит им. Главное – все правильно рассчитать и продать «сад» с максимальной выгодой.
Вот и земля на Подоле ждала своего часа, своих Лопахиных… А городские власти ждали их прихода. И, в конце концов, дождались.
Оксана Козак, «Главред»

Карту "Історико-будівний опорний план міста" можно найти на сайте Главреда - http://www.glavred.info/img/3/karta.jpg
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments