zametkiev (zametkiev) wrote in interesniy_kiev,
zametkiev
zametkiev
interesniy_kiev

Categories:

Устье р. Ирпень. Северный сектор КИУРа.

Давно ничего сюда не писал, за исключением анонсов новых экскурсий и аннотаций моих книг. Времени не было, да и в ЖЖ активность общая падает. Но все же сегодня хочу поделится впечатлениями от поездки к устью реки Ирпень. Поводов чтобы посетить эту местность выпало сразу несколько - во-первых исследовательский интерес, а во-вторых нужно было обкатать новый шоссейник за пределами города.
Ирпенский гидроузел в окрестностях села Козаровичи, где река сливается с Киевским водохранилищем манил меня давно. Почему - объясню походу этого маленького фоторассказа.


1. На исходе зимы, одним хмурым днем, я решил обкатать приобретенный зимой шоссеер. Скорость, как и следовало ожидать сильно отличается от горного, на котором всегда колесил по области. Даже при неправильно накачанных шинах я летел как птичка. Однако, вскоре начал бить сильный встречный ветер. Подумал про себя: "Отлично, обратно буду лететь в два раза быстрее". Эх, как бы не так. Первая стоянка была в Лютеже. Подъехав к нашему морю, достал бутерброды, печенье и термос. Но тут, как чертик из коробки начали появлятся котейки.


2. Пришлось довольствоватся только чаем с печеньем. Все заготовленные бутерброды отправились на кормёжку живности.
Число котофеев, между тем всё росло и росло. А вот еда закончилась. Итак, снова пора на север.


3. Вскоре шумная трасса Р06 сменилась потрясающим сосновым лесом. Началась долина реки Ирпень и северный сектор Киевского укрепленного района (КИУРа), построенного еще в 1930-е. Это около 70 км оборонительных сооружений, охватывающих Киев полукольцом и замыкающихся на берегах Днепра с обоих сторон города. В 1941 году тут проходила первая линия обороны Киева. Многие долговременные огневые точки КИУРа были взорваны в ходе боев. Вот я подъехал к полуразрушенному ДОТУ № 582...



4. И снова море... Сосны, песчанный берег и вода, уходящая до горизонта.  По центру кадра - ДОТ № 581, попавший в зону затопления водохранилища в 1960-е.


5. Когда-то я ходил к нему по льду, а теперь ограничимся зумом.


6. На песчанном берегу никого, начинает накрапывать дождик. Нахлынувшая меланхолия просто обязывала сделать авто-фотопортрет в стиле "одинокий мечтатель".


7. А вот и река Ирпень. В былые времена она была широка и полноводна, кроме того обладала многокилометровой болотистой поймой. В разные периоды вода расграничивала тут земли полян и древлян, многим позже украинцев и поляков. В годы советской власти в результате гигантских мелиоративных работ ее долина была изрядно осушена. Река Ирпень обмелела. Но устьевая часть, подкрепленная талой водой, в этот раз была достаточно широкая.


8. А вот и первоочередный объект моей соло-поездки. Ирпенский гидроузел. После создания в 1960-е Киевского водохранилища, подпертая плотиной могучая река изрядно раздалась вширь. В результате этого на ее притоке - Ирпене началось противотечение. Вопреки замыслу природы, Днепр начал теснить маленький Ирпень, и его вода пошла вспять!. Это грозило бы затоплением поймы Ирпеня, уничтожением дорог, каналов и полей, а может и всего соседнего села Козаровичи.


9. Тогда в месте слияния Ирпеня с Днепром была возведена плотина с системой шлюзов и электрических насосов.


10. Вот таким образом, с помощью электричества, вода Ирпеня перекачивается в Киевское море. Интересно, во сколько нам сегодня обходится ее эксплуатация и компенсирует ли расходы выработка энергии на Вышгородской гидро-электростанции?


11. Похожая ситуация была в Чернобыльской Зоне. Для нужд пруда-охладителя ЧАЭС десятилетиями нагнеталась вода из реки Припять, расположенной на порядок ниже, чем этот искусственный водоем. В итоге для экономии энергии было принято соломоново решение - отключить насосы, и просто ждать, пока пруд пересохнет. А тогда все многотонные иловые отложения, вобравшие в себя тонны осевших на дно частиц ядерного топлива пересохнут и будут развеяны гулякой-ветром по всем необъятным просторам нашей страны и ее соседей.


12. Что будет в устье Ирпеня - неизвестно. Но уже достаточно длительное время, по дамбе не ездят автомобили и она перекрыта для проезда. В силу аварийности? Поживем-увидим.


P.S. На обратном пути вместо попутного ветра меня ждал проливной дождь, мокрая насквозь одежда и пробитое колесо. Но всё хорошо, что хорошо кончается.
Спасибо за внимание!

Tags: Киев
Subscribe

  • Зміни в центрі столиці

    «Все тече, все змінюється» . І Київ теж не виключення із цього правила. Протягом 2019 року в столиці відбувся ряд змін. Зокрема, розібрали старий і…

  • Нижня підпірна стіна

    Легендарна "зеленка" — Зелений (літній) театр, Верхня підпірна стіна, Нижня підпірна стіна — це все олдскульні локації, які розташовані в одній…

  • Парк "Сирецький гай"

    З заброшками в столиці і з напарниками напряг, та й об'єктів для дослідження все менше і менше, тому вирішив здійснити культурну прогулянку. Так, щоб…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • Зміни в центрі столиці

    «Все тече, все змінюється» . І Київ теж не виключення із цього правила. Протягом 2019 року в столиці відбувся ряд змін. Зокрема, розібрали старий і…

  • Нижня підпірна стіна

    Легендарна "зеленка" — Зелений (літній) театр, Верхня підпірна стіна, Нижня підпірна стіна — це все олдскульні локації, які розташовані в одній…

  • Парк "Сирецький гай"

    З заброшками в столиці і з напарниками напряг, та й об'єктів для дослідження все менше і менше, тому вирішив здійснити культурну прогулянку. Так, щоб…