PATT25 (patt25) wrote in interesniy_kiev,
PATT25
patt25
interesniy_kiev

Categories:

Водяная пантомима.

В своих воспоминаниях о Киеве прошлых лет и в комментариях к некоторымсообщениям о киевском цирке,я упоминал о своем посещении старого киевского цирка еще до войны.Я рассказывал,что видел там зрелище необыкновенное и нигде потом мною не виданное.Это была водяная пантомима феерия.
Недавно на сайте совместного проекта портала bigmir)net и издательства ВАРТО, посвященного истории Киева я натолкнулся на фотографию киевского цирка 30-х годов где ясно видна афиша: «Водяна пантоміма».Я убедился,что мои смутные детские воспоминания не являются фантазиями,а основаны на реальных событиях.Вот ссылка на фото и портал: http://bm.img.com.ua/berlin/storage/news/orig/c/0f/959e7192367c9797d4250c92d964e0fc.jpg
http://news.bigmir.net/capital/768005-Kiev-30-h-godov--pamjatnik-Shevchenko-i-novyj-vokzal--ChAST--3

Когда сооружался новый киевский цирк на пл.Победы в газетах кроме прочих его достоинств упоминалось также предусмотренная проектом возможность устраивать в нем водяные пантомимы.[Spoiler (click to open)]Но я что-то таких спектактлей в нем не припомню.А жаль,что этот вид циркового искусства в Киеве не сохранился.Зрелище,которое я видел в довоенном цирке, было незабываемо ярким и впечатляющим.Деталей я конечно не помню,но вы можете почитать у М.А.Рыбакова «Киевский цирк: люди,события,судьбы» описание этих спектаклей
Вот отдельные выдержки из книги:
«Одной из самых ярких творческих удач коллектива была героическая пантомима под названием “Бунтарь Кармелюк” (1930г.).
К постановке пантомимы были привлечены лучшие театральные и цирковые режиссеры и актеры, художники и композиторы. Сценарий пантомимы был написан П. И. Щербатинским, ставил спектакль выдающийся украинский актер, народный артист СССР Г. П. Юра и режиссер Л. Г. Пясецкий. Кинокадры к пантомиме из кинофильма “Злива” были отобраны по указаниям самого создателя картины, выдающегося украинского режиссера А. П. Довженко. Хореографическим оформлением пантомимы занимался народный артист УССР В. Козаковский, художественное оформление осуществили известные театральные сценографы М. Драк и В. Шкляев, а также И. Г. Курочка-Армашевский; заведующим постановочной частью был уже известный нам по цирковой группе “Океанос” Л. С. Ольховиков. В представлении принимали участие выдающиеся артисты манежа - Сержи, Чинизелли, Труцци и многие другие. К цирковой пантомиме “Бунтарь Кармелюк” композиторами М. Г. Пруслиным и И. Ройзентуром была специально написана музыкальная партитура. Ко дню премьеры героического спектакля-пантомимы был выпущен памятный серебряный жетон с надписью “За постановку пантомимы “Бунтарь Кармелюк” 5 марта 1930 г.”
Тема спектакля позволяла создавать эффектные массовые сцены, в которых могли наиболее полно раскрыться мастерство и возможности артистов самых разных цирковых жанров - наездников, акробатов, эквилибристов. К постановке были привлечены также артисты театра, кино, балета и эстрады - вместе с хором и музыкантами оркестра в пантомиме принимали участие более 300 человек.
В представлении использовались практически все существующие в то время сценические спецэффекты - освещение, пиротехника (бенгальские огни), громкоговорители. На зрителей производили неизгладимое впечатление динамичные сцены конных боев и схваток восставших крестьян с царскими палачами, сцены побега главного героя из заключения и его преследования. В этих сценах артисты исполняли множество сложных и эффектных акробатических и гимнастических трюков.
Надо сказать, что при постановке пантомимы была впервые предпринята попытка создать цирк на воде: в ряде эпизодов манеж заполнялся водой, водопад освещался прожекторами и на фоне таких феерических, завораживающих красотой и размахом постановки картин разворачивались действия спектакля - как героического, так и комического характера.
Пантомима “Бунтарь Кармелюк” пользовалась у киевлян громадным успехом. За 50 дней, в течение которых спектакль шел на арене Киевского цирка, пантомиму посмотрело более 120 тысяч зрителей.
Большим успехом у киевских зрителей пользовалась пантомима созданная по произведению В. Маяковского (режиссеры С. Радлов и А. Петровский, художник В. Ходасевич), посвященная событиям первой русской революции 1905 года и победе народа в октябре 1917-го. У спектакля было два названия “Москва горит” или “1905 год”.
Представление было ярким, броским, по стилю своему напоминало агитплакат. Буффонные приемы народного гротеска сочетались с публицистическим пафосом. Пантомима воспевала героизм восставшего народа, бичевала прогнивший царский режим. Представление заканчивалось настоящим апофеозом - манеж превращался в бассейн, потоки воды олицетворяли пуск Днепрогэса, вода смывала старый быт, наследие царской России. Над манежем поднималось изображение земного шара с контурами Страны Советов и надписью “СССР”. На арене начинался парад физкультурников, вспыхивали разноцветные огни фейерверка.
Героическая батальная пантомима под названием “Махновщина” прошла в трех самых больших цирках страны - Московском, Ленинградском и Киевском. Спектакль повествовал о борьбе Красной Армии против отрядов “батьки Махно”. Над спектаклем работали: автор текста - В. Масс, режиссеры В. Труцци и Э. Краснянский; балетмейстеры К. Голейзовский и Э. Мей, композитор И. Дунаевский. Для постановки пантомимы в Киеве музыку написал композитор С. С. Жданов, а оформлением спектакля занимался художник С. Мандель. Заглавную роль Махно исполнил Виталий Лазаренко, затем его сменил комик Леон Танти - постановщик “Махновщины” в Киеве (1931 г.).
Использовались всевозможные спецэффекты - освещение и пиротехника (на арене происходил взрыв моста, прорыв плотины), прямо из-под купола на манеж обрушивались потоки воды, на манеж выезжал паровоз, по воде, заполнявшей арену, плыл пароход. Производили огромное впечатление своим размахом и сложнейшими трюками сцены конных боев и погонь (постановщик - В. Труцци): всадники на лошадях прыгали с моста в воду, лошади вместе с всадниками падали, словно сраженные пулями и др.
В Киеве спектакль “Махновщина” пользовался большим успехом, за 32 дня демонстрации его посмотрели 85 тысяч человек.
В качестве примера можно назвать еще две крупные работы творческого коллектива Киевского цирка - пантомимы “Будь готов!” (1932 г.) и “Черный пират” (1936 г.)
Ссылка: http://museum.circus.com.ua/histori/kniga/vtvorcheskihpoiskah.html
http://museum.circus.com.ua/histori/ribakov.html

Subscribe

  • Зміни в центрі столиці

    «Все тече, все змінюється» . І Київ теж не виключення із цього правила. Протягом 2019 року в столиці відбувся ряд змін. Зокрема, розібрали старий і…

  • Нижня підпірна стіна

    Легендарна "зеленка" — Зелений (літній) театр, Верхня підпірна стіна, Нижня підпірна стіна — це все олдскульні локації, які розташовані в одній…

  • Парк "Сирецький гай"

    З заброшками в столиці і з напарниками напряг, та й об'єктів для дослідження все менше і менше, тому вирішив здійснити культурну прогулянку. Так, щоб…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments