PATT25 (patt25) wrote in interesniy_kiev,
PATT25
patt25
interesniy_kiev

Category:

Ой,Днипро,Днипро...

Ой,Днипро,Днипро...
Сколько себя помню Днепр предстает перед моим взором в далекое прошлое как панорама левого берега с Владимирской горки.Панорама эта менялась начиная с бескрайнего простора заливных лугов,песчаных пляжей и буйства зеленых массивов в далеком прошлом,до панорамы бесконечных,уходящей вдаль жилых массивов прижимающих к Днепру узкую полоску пляжей и зелени Труханова острова.И сам Днепр менялся в этом обрамлении, от беспечно и вольно текущей веками реки,до цепочки рукотворных водоемов рвсположенных между плотинами гидроэлектростанций перекрывших его свободное течение от Киева далеко вниз по течению. В лучшую ли сторону менялся Днепр за эти годы,в худшую ли-рассуждать бесполезно.Так было и будет еще много раз.Я просто немного расскажу о том каким Днепр был раньше в районе Киева и каким его больше никто уже никогда не увидит.Просто несколько картинок из прошлого.
[Spoiler (click to open)]Начну с того времени довоенного и первых лет послевоенных,когда когда еще река не была взнуздана плотинами,не запряжена в электровырабатывающую упряжь электростанций и была воль ным и диким мустангом.И нрав у реки был дикий.Не верите? Это потому,что вы не видели что вытворял Днепр весной в те вольные для него времена.
Когда весеннее солнышко растапливало снег на киевских крышах,а огромные сосульки обрушивались на тротуары,когда из ржавых водосточных труб с пушечным грохотом вылетали ледяные пробки и на ноги прохожих выливались ведра ледяной воды,тогда киевские пацаны понимали,что нужно бежать к Днепру,чтобы не пропустить невероятное зрелище ледохода и весеннего наводнения.Лед на Днепре еще крепился,но уже кряхтел,скрипел,трещал и вот наступал день,когда трещины раскалывали ледяные поля,напор воды переворачивал льдины и все ледяное крошево устремлялось на ледорезы быков у киевских мостов.Вода все прибывала с верховьев Днепра,куда постепенно добиралось весеннее тепло и случались годы когда Днепр выходил из берегов и затапливал не только низменные прибрежные поймы,но целые городские кварталы.Конечно такие наводнения случались не каждый год,но обязательно каждый год река смывала все что плохо лежало на ее берегах и уносила вниз по течению.
Мы наблюдали за этим буйством стихии с высокого правого берега и поражались добыче,которая попадала в лапы,то есть в волны реки.Казалось бы народ , живший в прибрежной зоне, должен был бы усвоить ежегодние уроки и получше хранить свое добро.Но где там.Каждый год по реке плыли смытые паводком,лодки, бревна,доски, заборы,деревья,копны сена,телеги,трупы животных и сельхозинвентарь,какой то домашний скарб и целые хаты.Попадались совершенно невероятные предметы,непонятно как попавшие в реку-какие то цистерны и даже масляные трансформаторы.
Но всему приходит конец.Весенний разлив заканчивалтся и река возвращалась в свои обычные пределы.Редкие птицы уже свободно долетали до средины Днепра,а сам батюшка Днепр спокойно и величаво,без излишней суетливости,катил свои волны вниз,к Черному морю.Начиналась навигация. Довоенную навигацию я уже не помню.А в послевоенные сороковые годы навигация на Днепре была не очень интенсивной.В основном в районе Киева реку бороздили лодки разных размеров,разного назначения,с моторами и на веслах.Потом стали курсировать «лапти»-катера в виде большой лодки с мотором и рубкой рулевого на корме.Из-за нагрузки на кормовую часть нос катера был приподнят над водой отчего и возникла кличка «лапоть».В пятидесятые годы их заменили катера побольше с двигателем и рубкой посредине,но название прилипло и они так и остались «лаптями».Пока не был построен мост на пляж труханова острова, «лапти» исправно курсировали с правого берега на левый.Добраться на пляж не было проблемой.Даже в самые жаркие выходные дни народ выползал покупаться и позагорать в разное время.Были очереди,конечно,но небольшие.Но вот возвращение домой с пляжа превращалось в проблему.О возвращении не хотелось задумываться пока жарко грело солнышко,вода была теплой,песок обжигал пятки.Но вот солнце начинало валиться за горизонт и народ вспоминал что время курсирования катеров ограничено.У причалов мгновенно выстраивались очереди.Всегда находились желающие пройти на причал минуя очередь и тут очереди сминались и начинался штурм.Несмотря на все усилия матросов на причалах и команд катеров сдержать натиск пляжников редко удавалось и катера уходили сильно перегруженные Это было похуже чем посадка в метро в час пик.Детали описывать не хочется.Но на последний катер успевали не все.
Правда ночевать на пляже никому не приходилось.Задолго до последнего рейса катера обратно в город,на пляже появлялись «бомбилы», «грачи» и прочие владельцы лодок,которые предлагали свои услуги по доставке на правый берег.Не бесплатно разумеется.В начале пятидесятых цивилизация прочно обосновалась на берегах Днепра.Появилась речная милиция на быстроходных катерах,которая пресекала попытки переплыть вплавь Днепр в районе города.И вовремя,потому что движение катеров и судов резко возрасло,а героев- пловцов было немало и некоторые из них вместо правого берега заканчивали заплыв под винтами судов.Очень много появилось на Днепре работяг-буксиров разных размеров .Буксиры таскали плоты на длиных тросах.Буксиры водили караваны барж со щебнем и песком и разными другими грузами.Значительно позднее была освоена техника толкания,когда буксир толкал,то есть находился позади баржи,а не тянул ее на тросе.К этому способу буксировки вынудило строительство гидроэлектростанций в шлюзах которых буксировка на тросу не вписывалась.Постепенно наладилось регулярное пригородное пассажирское движение речных трамваев,по мере застройки левобережья,а также дальнее,вверх и вниз по Днепру. Я не берусь описывать хронологию развития Днепровского судоходства.Я просто вспоминаю отдельные части мозаики тех лет врезавшиеся в мою память.

Наблюдать зрелище интенсивного движения судов на реке было очень интересно.Что только не проплывало мимо киевских холмов.Катера и моторки разных калибров,баржи с буксирами толкателями,белоснежные прогулочные и круизные теплоходы от крохотных яхт до гигантов типа река-море.Быстроходные кометы и метеоры и разные тихоходные трудяги обслуживающие нужды мостового строительства.Но больше всего услаждало взоры киевлян и вызывало их бурный восторг зрелище пришельцев с юга.Пришельцами этими были огромные и пузатые самоходные баржи проделавшие тысячекилометровый путь вверх по Днепру от Херсона до Киева.И были они загружены от самого днища до верхушек возвышающихся над бортами треугольными египетскими пирамидами арбузами.По киевски-кавунами. Появление барж с кавунами величаво проползающими под мостами в сторону причалов вызывало в городе неописуемое волнение и означало что не сегодня –завтра на всех улицах Киева появятся решотчатые деревяные клетки из которых будут продавать кавуны.Эти ларьки по продаже кавунов в городе все почему-то называли колодцами.Инужно было спешить к открытию колодцев,чтобы выдержав борьбу с конкурентами протолкаться к к решетчатому боку колодца, перевалившись через борт свеситься с головой внутрь и успеть выбрать самый большой,самый пузатый,самый полосатый кавун.Да еще тут же слышалась мольба какой ни-будь ветхой старушки: -Молодой человек,молодой человек достаньте,пожалуйста и мне один,вот тот.Мне туда не дотянуться.
Приходилось доставать и ей тоже.Я ведь тогда был молодой.Очень молодой,ну совсем молодой действительно.Давно это было.Зато дома был встречаем с торжеством всей семьей.Ведь хороший огромный спелый кавун-это незабываемый подарок природы.Особенно когда он трескается от небольшого удара кулаком.Но спелый кавун груз очень нежный,его приходилось грузить и разгружать только вручную.Как это выглядело,примерно,можно посмотреть в кинофильме «Вратарь» снятом в 1936 году.Правда в фильме будущий вратарь Антон Кандидов ловко ловит арбузы якобы на Волге.Но киевский актер игравший Кандидова-Григорий Плужник, по прочно утвердившейся в киномире легенде,был замечен режиссером фильма где то в районе Херсона,где он действительно ловко ловил арбузы на погрузке.Режиссер фильм Семён Тимошенко поэтому и пригласил его на роль вратаря.В фильме,кстати,снималось все киевское динамо и съемки производились в Киеве,на стадионе Динамо.Легендарный вратарь Киевского Динамо Идзковский Антон Леонардович натаскивал и обучал Кандидова-Плужника вратарскому искусству.Сам Антон Леонардович тоже появляется в фильме в роли вратаря команды"Буйволы". Идзковский после войны играл в Динамо очень недолго,ему уже было за 40,но был любимцем киевских бллельщиков и отличался какой то особенной,элегантной манерой игры.Выговорить его фамилию ИДЗковский было сложно,поэтому все произносили ее как ИдзИковский,а болельщики и того проще как Ицковский.Мне повезло,я успел застать его в воротах Динамо .Потом его заменил в воротах Динамо Анатолий Зубрицкий.
Subscribe

  • Зміни в центрі столиці

    «Все тече, все змінюється» . І Київ теж не виключення із цього правила. Протягом 2019 року в столиці відбувся ряд змін. Зокрема, розібрали старий і…

  • Нижня підпірна стіна

    Легендарна "зеленка" — Зелений (літній) театр, Верхня підпірна стіна, Нижня підпірна стіна — це все олдскульні локації, які розташовані в одній…

  • Парк "Сирецький гай"

    З заброшками в столиці і з напарниками напряг, та й об'єктів для дослідження все менше і менше, тому вирішив здійснити культурну прогулянку. Так, щоб…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Зміни в центрі столиці

    «Все тече, все змінюється» . І Київ теж не виключення із цього правила. Протягом 2019 року в столиці відбувся ряд змін. Зокрема, розібрали старий і…

  • Нижня підпірна стіна

    Легендарна "зеленка" — Зелений (літній) театр, Верхня підпірна стіна, Нижня підпірна стіна — це все олдскульні локації, які розташовані в одній…

  • Парк "Сирецький гай"

    З заброшками в столиці і з напарниками напряг, та й об'єктів для дослідження все менше і менше, тому вирішив здійснити культурну прогулянку. Так, щоб…