questrum (questrum) wrote in interesniy_kiev,
questrum
questrum
interesniy_kiev

Categories:

Гуманизация Крещатика. Карты на стол: все идеи и аналитика

Главная улица Киева пока сохранит транзитные функции – но вполне может быть публичным пространством, как наследие Майдана

Григорий Мельничук
Совет по урбанистике Киева




11 августа по Крещатику опять двинулись машины – как и по другим окружающим улицам, кроме нижнего квартала Институтской, он уже наверняка превратится в мемориал. Более полугода центр Киева жил в условиях уникального градостроительного и транспортного эксперимента – ведь Крещатик, который был перекрыт, является важной транспортной артерией города. И наряду с политическим наполнением Майдана здесь стихийно формировалось уникальное публичное пространство с самыми разнообразными активностями – от противоречивых туристических достопримечательностей и спортивных площадок до общественных дискуссионных центров и даже телестудий.

Очевидно, что перед страной уже стоят другие задачи, чем во времена существования палаточного городка. Вместе с тем важно, чтобы новые ценности Майдана были закреплены не только в сознании, в законах, но и в городском пространстве. Ведь организация городской среды непосредственно влияет на культуру жителей, их ежедневные практики – и, как следствие, – на восприятие мира, способ жизни. Потому трансформировать Крещатик в по-настоящему демократичное пространство – задача номер один для тех, кому небезразличен Киев и Украина.

Антигуманна суть Крещатика



В начале ХХ века Крещатик можно было сравнивать с лучшими улицами Европы: нарядные здания, множество магазинов, трамвайная линия. Еще в 1930-х годах трамвай заменили троллейбусом, в результате организованного советским подпольем пожара большинство кварталов после войны были перестроены. Однако улица и далее была наполнена людьми, зеленью, через нее проходило множество удобных маршрутов общественного транспорта.



Однако в течение 1960-1970-х годов начинается быстрая дегуманизация городского пространства Крещатика. Первый в Украине гигантский подземный переход под Майданом Независимости стал точкой отсчета автомобилизации улицы, за ним появились другие. Так на самом Крещатике сохранился только один наземный переход – через улицу Прорезную. Другие, даже через медленную и небойкую улицу Городецкого, стали подземными.

Результат такой градостроительной политики – улица стала разорванной на отдельные куски городского пространства, особенно для людей с ограниченными физическими способностями. А это не только инвалиды, но и пожилые люди, люди с детскими колясками, дети, беременные, просто те, кто плохо себя чувствует – то есть фактически половина жителей города! Крайне неудобные подземные переходы и для туристов, сомнительное удовольствие от них получают местные жители.


Шаг первый. Наземные пешеходные переходы



5 комплексов подземных переходов, построенных под Крещатиком, не выполнили главной задачи – обеспечения безостановочного движения транспорта и безопасности пешеходов. Все переходы расположены на перекрестках со светофорным регулированием – то есть машины все равно останавливаются, чтобы пропустить другие. И так же, как и на обычных перекрестках, они могут пропускать одновременно и пешеходов. Это отнюдь не повлечет осложнений движения – только кое-где нужно несколько изменить схемы работы светофоров.

Впервые на вопрос подземных переходов на Крещатике обратили внимание в сообществе «Киевские проекты» – сравнивая его с другими главными улицами ведущих городов мира. Вот ссылка на пост автора me_tema – и нигде, кроме Киева, так и не нашли подземных переходов!



Более детальное исследование возможностей возврата наземных переходов на Крещатике проводилось осенью 2013 года – российским аналитическим центром «Пробок.Нет» совместно с киевскими активистами. Тогда в сентябре, в условиях часов пик и максимальной нагрузки улице, были проведены замеры количества транспорта и циклов работы светофоров. Выводы – наземные переходы вполне возможны, и автомобилисты практически не заметят изменений!

Рассмотрим схему Крещатика и прилегающих улиц.



Цифрами обозначены участки, где можно устроить наземные переходы, в порядке очередности. Единственное отличие от исследований прошлой осенью – закрыта улица Институтская, перекресток на Майдане Независимости превратился в Т-образный. Это в результате упрощает задачу.



1 – примыкание улицы Городецкого. Двухполосная улица с парковкой у тротуаров примыкает к магистрали, без светофоров и левых поворотов. Согласно подсчетам, совершенных участниками сообщества «Киевские проекты» прошлой осенью, эту улицу 99% пешеходов пересекают эту улицу по проезжей части и только 1% пользуется подземным переходом! Поэтому здесь достаточно лишь устроить «зебру» и в дополнение – выносы тротуаров для большей безопасности пешеходов.



2 – примыкание проезда возле Бессарабского рынка в сторону Крещатика. Здесь машины едут с улицы Бассейной, останавливаются на светофоре. И лишь небольшой поток поворачивает в сторону Майдана Независимости, имеет возможность проехать без остановки. Здесь также подавляющее большинство пешеходов преодолевает проезд не под землей, а по проезжей части – ведь автомобили все равно останавливаются! Здесь требуется уже обустройство полноценного пешеходного перехода со светофорным регулированием - синхронизированного с основными светофорами перекрестка.

3, 4, 5 – три Т-образных перекрестка, вторая очередь реализации проекта возвращения наземных переходов. Перекресток 3 с улицей Прорезной требует лишь перехода через Крещатик, через саму Прорезную уже есть наземный переход. Перекресток 4, с улицей Богдана Хмельницкого, – важное с точки зрения соединения Крещатика как единого пространства. Имеющийся подземный переход возле ЦУМа – худший с точки зрения удобства, так как имеет самые крутые в Украине лестницы. Согласно подсчетам активистов сообщества «Киевские проекты», перекресток за день преодолевает до 20 тысяч пешеходов.

Перекресток 5 на Майдане Независимости сейчас аналогичен перекрестку 4, а сочетание двух частей площади удобным наземным переходом станет важным фактором улучшения связности городского пространства.

6 и 7 – Бессарабская и Европейская площади на концах Крещатика – сейчас являются сложными наземными решениями, и различные их элементы имеют разную сложность обустройства наземных переходов. Есть очевидные решения – как переход 1, переход через бульвар Шевченко, так и более сложные на Европейской площади, требующие моделирования транспортных потоков.


Шаг второй. Бульварное публичное пространство и сценарии



Если даже поверхностно взглянуть на схему движения автомобилей по Крещатику, то можно увидеть, что разные его кварталы загружены неравномерно. Изначально улица имела 6 полос, после их сужения – 8, по 4 в каждую сторону. Наиболее загруженными являются участки по концам улицы, возле Бессарабской и Европейской площадей. Здесь к прямому движению по Крещатику между площадями добавляются поток с улицы Михайловской (в сторону Европейской площади) и поток с Крещатика на улицу Богдана Хмельницкого. Еще одним источником трафика является улица Прорезная, в сторону Европейской площади.

Вместе с тем Виктор Петрук, главный специалист управления инженерно-транспортной инфраструктуры Департамента градостроительства и архитектуры, указывает и на недостаточную пропускную способность Европейской и Бессарабской площадей – они не способны пропустить столько автомобилей, сколько способна 8-полосная магистраль, пусть и со светофорными перекрестками. Поэтому, учитывая неравномерную загруженность кварталов, на отдельных участках улицы происходит накопление транспорта – в ожидании проезда площадей. По сути, это два квартала – от улицы Богдана Хмельницкого до Майдана Незалежности. Кстати, именно этот участок уже несколько лет перекрывали для движения в выходные дни.

Поэтому Виктор Петрук справедливо считает, что на этом участке количество полос движения может быть уменьшена – с 4 до 2 в направлении Европейской площади и с 4 до 3 в направлении Бессарабской площади. Освободившиеся же 3 полосы вполне легко можно превратить в пешеходный бульвар с озеленением.

Именно бульвар как отдельное, отделенное от тротуаров пространство является более приемлемым, ведь не будет занято летними площадками заведений. К тому же он будет выполнять и транспортную функцию – островка безопасности для наземных переходов. Так и сами переходы станут еще безопаснее. Самым популярным бульвар должен стать в выходные дни – ведь на современном Крещатике не хватает скамеек и озеленения. Приятным для прогулок он будет и вечером, и в обеденные часы, когда количество транспорта резко уменьшается.



Еще одна дополнительная возможность при обустройстве именно бульвара – сохранение в выходные дни движения по 2-полосному участку Крещатика для сквозного проезда, при одновременном перекрытии для движения 3-полосной участка. Это обеспечит сохранение движения общественного транспорта по Крещатику даже тогда, когда движение частных автомобилей перекрыто. Для маршрутов общественного транспорта – в том числе туристических, – здесь следует использовать электробусы.


Шаг третий. Нетранзитний Крещатик

Закрытие проезда по Крещатику течение полугода незначительно повлияло на ситуацию с пробками в городе – водители нашли другие маршруты. Наибольшая нагрузка переместилось на улицу Владимирскую. Об этом свидетельствуют выводы экспертов сервиса «Яндекс.Пробки».



Одновременно произошло и незначительное разгрузки Московского моста и моста Метро и существенно – Почтовой площади, на 18,8%, и на Бессарабке - на 7,2%. Таковы данные моделирования транспортных потоков, выполненные под руководством транспортного эксперта Дмитрия Беспалова на базе Киевского национального университета строительства и архитектуры. Одновременно возросла нагрузка на улицу Скоропадского (+ 62,5%) и Бассейная (+ 38,2%).

Вместе с тем следует отметить, что следствием закрытия в первую очередь проезда с улицы Михайловской в сторону Европейской площади стало превращение Андреевского спуска на напряженную магистраль. Поэтому полное перекрытие Крещатика для транзитного транспорта не оказывается слишком нереальным – но при условии моделирования транспортных потоков на окружающих улицах и соответствующего изменения схемы движения.



Перекрытие транзита означает закрытие для движения минимум одного квартала, а оптимально – двух, от улицы Богдана Хмельницкого до Майдана Независимости. Тех самых, которые перекрывают на выходные. В таком случае, помимо пешеходных зон на закрытом участке, появляется возможность уменьшить количество полос на остальных участках – значительно расширив тротуары, причем, возможно не только на Крещатике. Схема движения при перекрытом квартале прорабатывалась еще в самом начале марта 2014 года.

И самый масштабный вариант гуманизации Крещатика – превращение его в парк. Такой формат предлагает основатель российского фонда «Городские проекты» Илья Варламов: здесь и озеленение, и спортплощадки, и летние эстрады. Перекрыть же предлагается сразу три квартала – от Майдана Независимости до бульвара Шевченка. Впрочем, здесь уже впору вспомнить о давних идеях градостроителей – опустить автодорогу под землю. Одновременно тогда стоит и перестроить «Метроград» в транспортную развязку – без нее на Бессарабке, увы, не обойтись.



…Вот такой пошаговый план. Не стоит сразу замахиваться на подземную дорогу – возможно, она и не понадобится. Но начинать надо совсем с малого – и шаг за шагом менять улицу, меняя сознание людей. Майдан сделал огромный задел в этом, и будет большой ошибкой этим не воспользоваться.

Subscribe

  • Зміни в центрі столиці

    «Все тече, все змінюється» . І Київ теж не виключення із цього правила. Протягом 2019 року в столиці відбувся ряд змін. Зокрема, розібрали старий і…

  • Нижня підпірна стіна

    Легендарна "зеленка" — Зелений (літній) театр, Верхня підпірна стіна, Нижня підпірна стіна — це все олдскульні локації, які розташовані в одній…

  • Парк "Сирецький гай"

    З заброшками в столиці і з напарниками напряг, та й об'єктів для дослідження все менше і менше, тому вирішив здійснити культурну прогулянку. Так, щоб…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Зміни в центрі столиці

    «Все тече, все змінюється» . І Київ теж не виключення із цього правила. Протягом 2019 року в столиці відбувся ряд змін. Зокрема, розібрали старий і…

  • Нижня підпірна стіна

    Легендарна "зеленка" — Зелений (літній) театр, Верхня підпірна стіна, Нижня підпірна стіна — це все олдскульні локації, які розташовані в одній…

  • Парк "Сирецький гай"

    З заброшками в столиці і з напарниками напряг, та й об'єктів для дослідження все менше і менше, тому вирішив здійснити культурну прогулянку. Так, щоб…