А я задумался о жизни в оккупированном немцами Киеве и о том, много это или мало - 125 грамм в день. Были ли они у киевлян во время оккупации?
При немцах в городе работали заводы и фабрики, процветала рыночная торговля. Открылись театры, кинематографы, рестораны (однако на много из них были предупреждение "Только для немцев"). Работали больницы и учебные заведения. Действовала местная администрация. Проходили даже спортивные соревнования, в том числе и футбольные матчи.
Так что же, выходит «под немцем жилось неплохо»? Давайте посмотрим на это «неплохо» поближе.

Блокада Ленинграда длилась с сентября 1941 по январь 1944. В городе осталось 2 млн 544 тыс. гражданского населения, в том числе свыше 100 тыс. беженцев из Прибалтики, Карелии и Ленинградской области. За годы блокады погибло, по разным данным, от 500 тысяч до 1,5 миллиона человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода.
Киев был оккупирован немцами с сентября 1941 по ноябрь 1943. В июле-сентябре 1941 значительную часть населения успели эвакуировать. После ухода РККА в городе осталось около 400 тысяч жителей. После оккупации в городе насчитывалось около 176 тысяч жителей. Порядка 100 тысяч киевлян были вывезены на работу в Германию, около 35 тысяч погибли в Бабьем Яру.

Ленинград
В годы блокады, как известно, были введены карточки на продукты питания. Нормы отпуска товаров по карточкам оказались минимальны с 20 ноября по 25 декабря 1941 года. Размер продовольственного пайка составлял:
Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки, служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов, личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии — 300 граммов, войскам первой линии — 500 граммов.
То есть, минимальная норма хлеба в блокадном Ленинграде - 125 грамм хлеба в сутки.
При этом до 50 % хлеба составляли примеси, добавлявшиеся вместо муки. Все остальные продукты почти перестали выдаваться. На 24 сентября хлеб на 40 % состоял из солода, овса и шелухи, а позже целлюлозы . 25 декабря 1941 года были повышены нормы выдачи хлеба — население Ленинграда стало получать 350 г хлеба по рабочей карточке и 200 г по служащей, детской и иждивенческой. С 11 февраля были введены новые нормы снабжения: 500 граммов хлеба для рабочих, 400 — для служащих, 300 — для детей и неработающих. Из хлеба почти исчезли примеси, продукты по карточкам стали выдавать своевременно и почти полностью. 16 февраля было впервые выдано качественное мясо — мороженая говядина и баранина.
Киев
В Киеве сначала не предполагалось вводить подушную норму, которую утвердил штадткомисар. 10 октября недельная норма для нерабочего населения была установлена на уровне 200 граммов. Рост происходил очень медленно: 400 граммов в декабре, 550 граммов в начале следующего года, 700 граммов в мае 1942 года; наконец, пик (1500 граммов в неделю) пришелся на август 1942 года — и это была самая высокая пищевая норма для горожан в Райхскомиссариате.
То есть, минимальной нормой хлеба в Киеве во время оккупации было 200 граммов хлеба в неделю.
Правда, работавшие киевляне получали немного муки, ячменя и овощей, а также имели право покупать или получать дополнительный хлеб раз-другой в месяц. Так называемый хлеб был на самом деле суррогатом, выпеченным из проса. Называли его «кирпичом» или, отчасти из-за его оттенка, «наждаком». Хлеб из проса сначала казался комом, но быстро рассыпался на твердые крошки, а примеси, как, например, люпин, ячмень и каштан, придавали ему горький привкус. Сначала многие люди отравились им, но голодные дети охотно ели этот «золотой хлеб». Позже «хлеб» состоял преимущественно из крупы и шелухи.

«Сегодня второй день Рождества, У немцев праздник. Все ходят сытые, довольные, елки везде у них горят. А все наши как тени передвигаются, сплошной голод. Люди покупают продукты стаканами на базарах и варят жидкую похлебку, едят без хлеба, так как хлеб дают только два раза в неделю по 200 граммов. И такое питание — в лучшем случае. У кого есть вещи, ходит в села менять, а у кого ничего нет, пухнет с голоду, умирают все. Многие болеют тифом».


1 апреля 1942 года, когда первая голодная зима была уже далеко позади, в Киеве официально насчитывалось около 352 000 жителей. В середине 1943 года — более чем за четыре месяца до конца немецкой оккупации — в городе официально жили 295 600 людей. После освобождения в Киеве насчитывалось около 176 000 жителей…
Голодная смерть была не единственной причиной такой быстрой депопуляции: свою роль сыграли и депортации в Германию, и расстрелы. Однако политика голода была важным фактором, ведь она в значительной степени соответствовала размышлениям Гитлера и Эриха Коха 1941 года об опустошении Киева.

Источники информации:
1) Карел Беркгоф, «Жатва отчаяния: Жизнь и смерть в Украине под нацистской властью». Часть 1
2) Карел Беркгоф, «Жатва отчаяния: Жизнь и смерть в Украине под нацистской властью». Часть 2
3) Википедия, конечно.
4) Фотоистория