Олег Тоцкий (tov_tob) wrote in interesniy_kiev,
Олег Тоцкий
tov_tob
interesniy_kiev

Categories:

Вагоноремонтный завод



Многим, кто пользуется левобережной частью красной линии метро, знакомы большие бетонные корпуса, расположенные между "Дарницей" и "Левобережной". Это цеха вагоноремонтного завода (ВРЗ), который занимается ремонтом вагонов метрополитена (не путать с ДВРЗ!). Территориально завод расположен в непосредственной близости от депо ТЧ-1 "Дарница", но структурно - это отдельное независимое подразделение. Завод (прежнее название - объединенные мастерские) был создан в 1984 г. и занимается ремонтом подвижного состава всех трех линий метро. ВРЗ может выполнять ремонт примерно 200 вагонов в год (приблизительно четверть инвентарного парка вагонов Киевского метро). Кроме выполнения большого объема работ по ремонту вагонов, здесь также производится широкий ассортимент нестандартного оборудования и инструментов, как для потребностей завода, так и других служб метрополитена.

1. Вид на цеха ВРЗ и 9-этажное здание заводоуправления со стороны Броварского проспекта:


2. Таким комплекс сооружений завода видели архитекторы. Надпись на крыше заводоуправления - "База ремонта вагонов метрополитена". Часики на крыше так и не появились. Завод расположен вплотную к соединительной ветви из депо к станции "Дарница" и, чтобы попасть к заводу с проходной, необходимо преодолеть пешеходный переход через один из путей.


3. Вход в главный производственный корпус, где вагоны метро проходят все этапы ремонта.


4. К главному корпусу ведут два подъездных пути из депо "Дарница". Через путь, который видите на переднем плане, вагоны попадают на завод, а через путь, который упирается в ворота слева, свеженькие вагоны выкатывают обратно. Пути не электрифицированы; вагоны на завод и обратно таскает контактно-аккумуляторный электровоз на базе Д-шки (см. картинку).


5. Через ворота завода вагоны попадают в трансбордерную камеру:


6. Все производственные линии на заводе выполнены параллельно друг другу и для перемещения между ними вагонов метро используется трансбордер, который катается поперек производственных линий. Вагон закатывается на трансбордер и его передвигают боком к нужному участку, где он выкатывается с трансбордера в цех. Ниже мы еще посмотрим более детально на работу трансбордера.


7. Одна из ложных тележек. На период ремонта из под вагона выкатываются родные тележки, которые также проходят ремонт, и для транспортировки вагона на трансбордере используются ложные.


Что происходит с вагоном при ремонте? Прежде всего демонтируется практически все оборудование. Затем происходит очистка деталей от грязи, осмотр и оценка состояния различных узлов (вплоть до дефектоскопии), замена деталей, отработавших свой ресурс, испытание отдельных узлов, покраска, обратная сборка вагона и испытания свежеотремонтированного вагона. В этом коротком описании скрывается великое множество технологических операций и огромное число самых разных деталей, которые нужно отремонтировать или заменить. Ну и, конечно же, важно, чтобы после сборки не оказалось лишних винтиков :)

8. Вагон разбирается практически "до основания". Вот так выглядит разбарахоленный "номерной":


9. Вагон поднимается на домкратах, из под него выкатываются родные тележки и демонтируется подвагонное оборудование.


10. Под вагонами находятся десятки проводов, в которых на первый взгляд невозможно не запутаться. Их также необходимо заменить и уложить заново.


11. Медитация над проводами :)


12. Слева - пуско-тормозные резисторы. Когда при прибытии поезда на станцию, вас обдает теплым воздухом из под вагона - знайте, в этом "виноваты" именно они.


13. Цех по ремонту вагонов и оборудования. Пока кузов перемещается из одного конца цеха в другой, он доводится до ума, а параллельно на соседних производственных линиях готовятся тележки и прочее оборудование, которое будет установлено на вагон. Справа на заднем плане видно вагон 3651, который готовится к отправке на Крюковский завод для прохождения комплексной модернизации.


14. Вагоны попадают в цех из трансбордерной камеры, поэтому первым делом их необходимо поднять домкратами на необходимую высоту и заменить тележки, на которых вагон будет перемещаться по цеху.


15. Дальше все операции с кузовом выполняются между специальных подмостьев:


16. Внутри цеха вагоны перемещаются на вот таких простейших тележках:


17. Дверное царство:


18. Покраска дверей:


19. С противоположной стороны цеха отремонтированный вагон уже установлен на постоянные тележки и ожидает своей очереди для проведения испытаний:


20. Параллельно участку, на котором выполняется ремонт кузовов, расположен механический участок, где ремонтируются тележки и механическое оборудование вагонов.


21. После не одной тысячи километров тележки вагонов выглядят совершенно непрезентабельно, не говоря уже об износе отдельных деталей. Тележка полностью разбирается до мельчайших узлов, а затем все они проходят многочисленные процедуры очистки, осмотра, ремонта и покраски.


22. Думаю, нет смысла говорить о том, что рама тележки - один из самых ответственных узлов вагона. В процессе ремонта тележки ее обязательно осматривают и диагностируют на предмет явных и скрытых дефектов.


23. Отремонтированная тележка выглядит, как новая. На этой тележке не хватает еще некоторых деталей, в т.ч. и тяговых двигателей:


24. Полностью укомплектованная тележка с тяговыми двигателями ожидает установки под вагон.


25. Установка тягового двигателя на тележку:


26.


27. Большие детальки по цеху традиционно тягаются мостовым краном. Здесь наверху прохладней, чем внизу - чувствуется близость окон на крыше.


28. Кран управляется женскими руками, поэтому главным атрибутом кабины, конечно же, является зеркало :)


29. Автосцепка Шарфенберга:


30. Участок ремонта колесных пар. Как и все остальное на тележке, колесная пара также освобождается от лишних узлов, моется, осматривается, проходит необходимый ремонт и окрашивается.


31. Обточка колесных пар:


32.


33. Колесные пары, прошедшие ремонт:


34. Елочки из пружин, проходящих покраску:


35. Еще один большой участок завода - участок ремонта тяговых двигателей и мотор-компрессоров.


36. Роторы, проходящие ремонт. Как и все остальное, двигатели также требуют тщательной чистки и обслуживания.


37. Для справки: мощность одного тягового двигателя "номерного" - более 110 кВт, у Е-образных - почти 70 кВт.


38. Очистка коллектора:


39. Перекладка обмотки якоря:


40. Слева - отремонтированные тяговые двигатели, справа - мотор-компрессоры. За перегородкой находится испытательная станция, где двигатели в обязательном порядке проходят испытания перед установкой на тележки.


41. Различные воздушные резервуары, расположенные под вагонами:


42. ВРЗ в лицах:


43. Сейчас на заводе трудится 380 сотрудников.


44. Финальная точка ремонта любого вагона - высоковольтная камера, огражденная от греха подальше остального мира. Здесь на вагон подают высокое напряжение и проводят наладку и регулировку различных систем.


45. После завершения ремонта вагон попадает во вторую трансбордерную камеру, с которой его в депо забирает электровоз.


46. Для перемещения между линиями завода или выдачи вагона наружу, трансбордер выставляется напротив необходимой технологической линии, вагон затаскивают на трансбордер с помощью лебедки и перемещают к другой линии или внешним воротам.


47. Редуктор, передающий усилие с ведущего вала на колеса:


48. В день съемки совершенно неожиданно с ВРЗ выдавали вагон-музей, созданный на базе вагона типа Д.


49. Напомню, как он выглядит внутри. Линкруст, увы, не сохранился, вместо части сидушек установили стенды для экспонатов. Сейчас вагон находится в ТЧ-3 "Харьковское".


50. К вагону прицеплен трос и с помощью лебедки его медленно начинают затаскивать на трансбордер:


51.


52. Вот он во всей красе. У вагона оставлен оригинальный окрас, в котором ходили Д-шки:


53. Первая партия вагонов типа Д в Киеве имела номера 2135-2158, поэтому вагон 2135 можно по праву считать самым первым вагоном киевского метро.


54. Электровоз забирает вагон-музей в сторону ТЧ-1. На этом его путь на ВРЗ заканчивается.


См. также:
ТЧ-1 "Дарница"

P.S. Спасибо администрации Киевского метрополитена за возможность проведения съемки.
Subscribe

  • Зміни в центрі столиці

    «Все тече, все змінюється» . І Київ теж не виключення із цього правила. Протягом 2019 року в столиці відбувся ряд змін. Зокрема, розібрали старий і…

  • Нижня підпірна стіна

    Легендарна "зеленка" — Зелений (літній) театр, Верхня підпірна стіна, Нижня підпірна стіна — це все олдскульні локації, які розташовані в одній…

  • Парк "Сирецький гай"

    З заброшками в столиці і з напарниками напряг, та й об'єктів для дослідження все менше і менше, тому вирішив здійснити культурну прогулянку. Так, щоб…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments