Олег Тоцкий (tov_tob) wrote in interesniy_kiev,
Олег Тоцкий
tov_tob
interesniy_kiev

ССВ



ССВ - служебная соединительная ветвь (или просто "соединительная ветвь"), которая соединяет разные линии метро между собой. К ССВ также относят ветки в депо, а иногда и гейты с железной дорогой. В Киеве ССВ соединяет три станции: "Крещатик", "Площадь Независимости" (aka "Майдан") и "Кловскую". Таким образом, все три линии соединяются единой ССВ. Для пассажирского движения соединительная ветвь в Киеве не используется и применяется исключительно в служебных целях. Вероятно, вы могли видеть, как на "Крещатик" прибывает пустой поезд и постояв с десяток секунд внезапно уходит обратно. Подобный маневр непосредственно связан с перегонкой поезда с одной линии на другую. Что ж, сегодня мы с вами детально посмотрим на ССВ и совершим виртуальную экскурсию по тем местам, где не ходят поезда с пассажирами.

Схема "треугольника" из трех линий метро и ССВ. Киевская соединительная ветвь условно делится на две части: ССВ-1 ("Крещатик"-"Майдан") и ССВ-2 ("Кловская"-ССВ-1). Первая часть ССВ была построена одновременно с первым участком синей линии в середине 70-х, вторая припочковалась к ней в конце 80-х, когда запустили зеленую линию. Стрелка №4, на которой стыкуются обе ССВ, функционально подчиняется станции "Площадь независимости".


ССВ используется весьма регулярно, как днем, так и ночью и поводов для этого предостаточно. Вот навскидку несколько основных случаев:
- перегонка вагонов с/на вагоно-ремонтный завод, расположенный возле ТЧ-1 "Дарница", из других депо;
- перегонка новых вагонов в депо "Оболонь" или "Харьковское" из ТЧ-1 (гейт с железной дорогой есть только там);
- плановый проход путеизмерителя по всем линиям;
- выполнение различных работ на Сырецко-Печерской линии хозяйственными поездами из "Дарницы" и "Оболони" (в "Харьковском" пока нет своего мотодепо);
- перевозка рельсовых плетей из рельсосварочного цеха, расположенного в ТЧ-2 "Оболонь", к месту замены рельс на других линиях;
- до 2007 г. зеленая линия не имела собственного депо и приписанные к ней составы обслуживались в депо "Оболонь", что требовало регулярного их перемещения между линиями; такая же ситуация была на протяжении первых 12 лет существования синей линии, когда она обслуживалась поездами из депо "Дарница".

1. Путешествие по ССВ мы начнем на "Майдане". Регистрируемся у дежурного по станции и ждем, когда последние поезда развезут пассажиров и с контактного рельса снимут напряжение. Блокпост на "Майдане" выглядит словно центр управления полетами. Станция напичкана камерами и каждое ваше движение, взгляд или вздох можно рассмотреть на экране. На мониторах слева видно схему путевого развития станции и отрезок ССВ до 4-й стрелки с показаниями светофоров, положением стрелок и занятостью того или иного участка поездами. Глазастые читатели также разглядят на ней хозяйственный поезд, который движется по ССВ с "Майдана" на "Кловскую" в виде желтого червяка на экране.


2. Напряжение снято, можно двигаться к цели. Спускаемся в конце станции на 2-й путь ("Майдан">>"Площадь Льва Толстого"). Справа - один из двух станционных вентканалов известной в узких кругах 116-й шахты. Чуть дальше тоннель проходит под станцией "Крещатик", а еще дальше находится съезд на ССВ.


3. Через сотню метров появляется стрелка съезда; на схеме она имеет №2.


4. Прямо, а затем направо уходит путь в сторону "Площади Льва Толстого"; влево - съезд на ССВ.


5. Камера съезда в этом месте имеет необычное сечение, которое сложно однозначно отнести к известным типовым формам выработок. Кроме ССВ, камеры съезда такой же нестандартной формы есть также на "Арсенальной" и "Шулявской".


6. Вот такая монолитная красота:


7. Немного истории. Камеры съезда из монолитного железобетона появились в Киеве в какой-то мере от безысходности: еще во времена строительства первого участка от "Вокзальной" до "Днепра" начались перебои с поставками чугунных тюбингов, которые в то время были основным материалом при строительстве тоннелей глубокого заложения. Это подтолкнуло проектировщиков и строителей на поиск альтернативных вариантов конструкций и более активное применение железобетона. В 1957 г. даже вышел запрет на использование чугуна в тех местах, где гидрогеология позволяла применять менее прочные по тем временам материалы. Забегая наперед, скажу, что накопленный впоследствии опыт работы с железобетоном спустя пять десятилетий позволил практически полностью исключить использование дорогого чугуна в Киеве.


8. Тоннель в сторону станции "Площадь Льва Толстого". Внутри колеи приготовлены новые рельсы для замены старых.


9. Движемся дальше на стрелку №3. При строительстве в середине 70-х годов ССВ-1, были сооружены три опытных камеры съезда из сборного железобетона. По сравнению с монолитом это позволило значительно упростить процесс строительства и обслуживания конструкции. В последующие годы все глубокие камеры съезда в Киеве строились исключительно из железобетонных тюбингов.


10. Тем временем в сторону "Кловской" проследовал хоз. поезд:


11. Первые камеры съезда из ж-б еще не исключали полностью применения чугуна в местах сопряжения с перегонными тоннелями:


12. Слева съезд к пути "от Майдана", по которому мы сюда пришли, справа - путь "к Майдану":


13. Через эту камеру съезда проносится поезд, когда вы едете к "Майдану" со стороны "Площади Льва Толстого":


14. Внезапно встречаем дефектоскопистов, которые в ту ночь как раз "прозванивали" съезды на ССВ. Все малейшие изъяны в рельсах, которые не видны человеческому глазу, должны быть заблаговременно выявлены и устранены.


15. Стражи безопасности движения :)


16. Панель управления дефектоскопом и один из блоков с резонаторами, который в штатном режиме "скользит" по рельсу:


17. Но давайте же, наконец, двигаться дальше на ССВ.


18. За стрелкой №3 находится мостик для перехода машинистов из одной кабины в другую. "Площадь Независимости" до 1981 г. была конечной и составы оборачивались с заходом на соединительную ветвь.


19. Сразу за мостиком тоннель ССВ начинается резко подниматься вверх, ведь прежде чем он повернет к "Крещатику" ему еще нужно пройти над соседним тоннелем перегона "Площадь Льва Толстого"-"Площадь Независимости".


20. Подъем практически закончился и тоннель круто уходит влево:


21. Вскоре мы доходим до стрелки №4.


22. Влево уходит ССВ-1 к "Крещатику", вправо - ССВ-2 к "Кловской". Камера съезда здесь имеет такую же форму, как и на стрелке №2 "Майдана", которую мы проходили ранее. Эта камера была построена сразу при строительстве ССВ-1, а ССВ-2 потом просто подключили к ней.


23. Слева виден ходок к 115-й вентшахте, которая также вентилирует перегон "Майдан"-"Площадь Льва Толстого". На местности привычный венткиоск шахты найти уже невозможно: 115-ю шахту в середине 2000-х вывели на крышу ЖК "Капитолий" во время строительства комплекса. Кроме этой шахты, есть еще две точки, через которые обеспечивается вентиляция ССВ: 229-я шахта, также работающая и на перегон "Дворец спорта-Кловская", и дополнительные вентиляторы между "Крещатиком" и 4-й стрелкой, которые просто гоняют воздух по ССВ, не имея собственного выхода на поверхность. Несмотря на наличие штатной вентиляции, большая влажность и отсутствие постоянного "сквозняка" от поездов периодически приводят к образованию тумана на ССВ.


24. Эта камера съездов примечательна количеством водоотливных лотков, смонтированных на ее своде: течет она довольно таки хорошо. Каждый лоток имеет номер; кресты на лотках - это зачеркнутые цифры от старой системы нумерации.


25.


26. Сворачиваем в сторону "Кловской":


27. Ближе к середине ССВ-2 встречаем гермозатвор, который в случае необходимости должен разделить две линии. Должен, но не сможет: почему-то с момента пуска зеленой линии он до сих пор не смонтирован полностью.


28. По другую сторону гермы:


29. Кривая, уходящая влево, означает, что мы дошли до места, где ССВ проходит над одним из тоннелей перегона "Кловская"-"Дворец спорта".


30. На ССВ многие кривые имеют радиус всего 150 м (на путях с пассажирским движением минимально допустимый радиус - 300 м). Из-за малого радиуса кривых разрешенная скорость по ССВ всего 40 км/ч, рекомендуемая - 18 км/ч.


31. Стрелка №3, но теперь уже "Кловской". Здесь ССВ-2 разбегается двумя съездами к главным путям Сырецко-Печерской линии:


32. За стрелкой хорошо видно станцию:


33. Еще пару ракурсов на 3-ю стрелку:


34.


35. Камера съезда - это, безусловно, одно из самых инженерно красивых и сложных сооружений в метро.


36. С "Кловской" на ССВ вернулся хозяйственный поезд:


37. Нам тоже пора возвращаться назад на ССВ к стрелке №4:


38. Теперь от нее мы повернем в сторону "Крещатика":


39. Очередная кривая со 150-метровым радиусом и длинный прямой участок под дворами ул. Шелковичной:


40. На прямом участке находится еще один гермозатвор, разделяющий красную и синию линии. Читатели еще на 28-м фото наверняка озадачились вопросом, куда ведет ходок, примыкающий к тоннелю. Ходок по сути никуда не ведет: это так называемая обводная камера, которая заканчивается таким же ходком с другой стороны затвора. Внутри ходка есть собственный гермозатвор, только поменьше. Также в обводной камере установлены вентиляторы, обеспечивающие дополнительную вентиляцию на ССВ.


41. Герма. В отличие от предыдущей, действующая и регулярно обслуживаемая.


42. Последняя кривая, выводящая ССВ в пространство между тоннелями перегона "Крещатик"-"Арсенальная". Примерно в этой точке над ССВ проходит один из тоннелей красной линии, причем расстояние между обделками тоннелей составляет всего 30 см. Днем здесь отчетливо слышны проходящие сверху поезда. Из-за близости тоннелей, чтобы не нарушать нормальную работу метрополитена во время строительства ССВ, были разработаны специальные условия для проходки этого участка, скорость поездов во избежание вывала породы от дополнительных вибраций ограничена 15 км/ч, а за деформациями обоих тоннелей велись ежесуточные геодезические наблюдения.


43. Забавный перелом профиля между кривыми:


44. После крутого 40-тысячного подъема впереди становится видна камера съезда перед "Крещатиком":


45. Снова стрелка №3, но на этот раз относящаяся к "Кресту". На вид камера съезда почти такая же, как и на остальных стрелках, имеющих номер 3.


46. Тоже самое в сторону ССВ:


47.


48. Хотя "Крещатик" открылся еще в 1960-м г., камеру съезда под стрелку №3 соорудили только в 70-х во время строительства ССВ.


49. Слева примыкание к пути в сторону "Арсенальной", справа - к пути обратного направления:


50. Камеры съезда на главных путях "Крещатика" построены из монолитного железобетона, но имеют привычное круглое сечение. В конце камеры съезда можно разглядеть краешек путевой стены станции.


51. Вид от "Крещатика" в сторону "Арсенальной". Примерно таким его видят пассажиры, заглядывающие с края платформы в тоннель.


52. Напоследок непривычный ракурс на станцию:


P.S. Спасибо пресс-службе Киевского метрополитена за организацию съемки.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments