technic_man (technic_man) wrote in interesniy_kiev,
technic_man
technic_man
interesniy_kiev

Categories:

Киевский завод электротранспорта. Спустя шесть лет после закрытия

Оригинал взят у technic_man в Киевский завод электротранспорта. Спустя шесть лет после закрытия


Копаясь в своих архивах, нашёл фотографии с июньской вылазки на заброшенный Киевский завод электротранспорта  (КЗЭТ). Собственно, о нём и пойдёт речь в этом посте. Но сначала, немного истории

1. Общий вид на главный произодственный цех.
Общий вид на главный цех

 
В начале ХХ века в Киеве уже была довольно немалая трамвайная сеть (общая протяжённость путей в однопутном исчислении составляла  приблизительно 86 км), которая обслуживалась 137 вагонами, постепенно требующими более глубокого ремонта. Такой ремонт было технически невозможно производить на территории трамвайных депо, поэтому в 1904 году общество Киевской городской железной дороги приступило к постройке главных трамвайных мастерских (КГТМ). Мастерские расположились на территории Васильковского трамвайного парка, где производственные помещения разместились в двух каменных строениях.  КГТМ ввели в эксплуатацию 1-го мая 1906 года. С этого дня и начинается история одного из крупнейших машиностроительных предприятий на территории Украины, которая закончилась ровно сто лет спустя, в 2006-м году.

  В течение первой половины ХХ века название предприятия неоднократно менялось, пока после организации на его территории цеха капитального ремонта троллейбусов завод не сменил название на окончательное и уже известное нам «Киевский завод электротранспорта». Мощностей завода хватало для снабжения подвижным составом практически всех троллейбусных систем Украины. С 1960 по 1973г. Было выпущено около двух тысяч троллейбусов марки «Киев» и его модификаций. Продукция завода постоянно совершенствовалась и начав с выпуска копий московских троллейбусов МТБЭС в конце 50-х, завод уже в 1969-м году проводил эксперименты по установке тиристорно-импульсной системы управления на свои троллейбусы Киев-6А, аналогов которой в СССР на тот момент ещё не было. При этом, завод параллельно выпускал трамвайные вагоны КТВ-55 и КТВ-55-2, снабжая подвижным составом киевскую трамвайную сеть. После очередной реконструкции в 1970 году, завод увеличил производственные мощности и обзавёлся новым пятиэтажным административным корпусом. В течение 1974 - 1985 гг. с конвейера КЗЭТ ежегодно сходило около сотни новых грузовых троллейбусов КТГ. В это же время производились работы по ремонту и восстановлению вагонов "Tatra", троллейбусов "Skoda" и ЗиУ.

  В 2006-м году, отметив столетний юбилей, предприятие подвергается реструктуризации   и завод, ещё недавно являвшийся крупнейшим в своей отрасли на территории Украины, перебирается на территорию Подольского трамвайного депо, то есть фактически прекращает свое самостоятельное существование. Пятиэтажный административный корпус становится торговым центром "Интервал Плаза". Остальная территория, в том числе и памятник промышленной архитектуры начала 20-го века – здание трамвайных мастерских, остаётся нетронутой и по сегодняшний день.

  А теперь, впечатления о вылазке на территорию завода спустя шесть лет после его закрытия. Попав на территорию завода через нехитрый залаз, первое, что мы видим перед собой – небольших размеров здание. Функции, которые выполняло это здание, мне пока неизвестны :)

2. Интерьер здания.IMG_0495max

Идём дальше по крыше одного из помещений завода, в котором сейчас находятся мастерские магазина-склада «Будмакс», арендующего часть главного производственного корпуса КЗЭТ. Замечаем впереди прозрачное строение, которое при более пристальном осмотре оказывается бомбоубежищем. Но нас здесь интересует не бомбоубежище. С крыши видна передняя маска от трамвая КТ3-UA, а также остовы троллейбусов ДАК-217Е.

3. Такие маски устанавливались на изготавливаемые в Киеве вагоны KT3-UA, которые являются глубокой модернизацией старых киевских Татр.Задняя маска трамвая модели КТ3-UA

4. Остовы ДАКов. Эти троллейбусы были привезены на завод в 2002-2004гг. для прохождения капитально-восстановительного ремонта, но из-за решения властей о постепенном выводе из эксплуатации троллейбусов этой модели, работы по восстановлению так и не были начаты. На заднем плане видна территория магазина-склада "Будмакс", арендующего часть территории бывшего КЗЭТ.Остовы троллейбусов


Спускаемся вниз, чтобы поближе рассмотреть ржавеющие под открытым небом кузова.

5. "Расчленённый" DAC-217E. Теперь головная и хвостовая части троллейбуса гниют отдельно друг от друга.Вид спереди на один из остовов

6. Салон хвостовой части одного из ДАКов, ожидающих своей участи на территории КЗЭТа.Салон хвостовой части одного из ДАКов, ожидающих своей участи на территории КЗЭТа.


Заходим в главный производственный корпус. Внутри царит разруха, практически повсеместно валяются различные чертежи, бумаги, книги, газеты начала двухтысячных годов. Всё находится в таком беспорядке, что порой начинает казаться, что работники в спешке покидали корпуса завода. В одном из кабинетов даже был найден технический журнал

7. Сиденья от Татр можно обнаружить порой в самых неожиданных местах.Сиденья от Татр можно обнаружить порой в самых неожиданных местах

8. Одна из комнат главного производственного корпуса.Войдя в комнаты главного корпуса видим такое зрелище

9. На стене висит советский календарь за 1989-й год.Календарь на стене.

10. Технический журнал, котором отображены сведения о ремонте подвижного состава и выпуске новых троллейбусов.Технический журнал


Через коридоры выходим в огромное помещение – главный производственный цех. Техника, которую в середине 2000-х годов привезли сюда для прохождения ремонта так и продолжает стоять нетронутой, и похоже, никому до неё нет никакого дела…

11. Общий вид на вторую половину цехаIMG_0104m1max

12. А так выглядел цех в середине 1980-х годов.Троллейбусы во время ремонта


Теперь подробнее. Части троллейбусов DAC-217E, привезенные для ремонта стоят разобранные в разных частях цеха. Реструктуризация КЗЭТа застала их на совершенно разных стадиях ремонта. К примеру, если один ДАК ещё даже не был до конца разобран, то кузов другого уже прошёл процесс грунтовки и стоял в ожидании других деталей.

13. В середине 2000-х годов на КЗЭТе было принято решение, при выполнении капитального ремонта несколько изменить внешний вид киевских троллейбусов, в частности, были заварены боковые маршрутоуказатели, а также, изменён дизайн задней маски. Однако, затем "старый" КЗЭТ прекратил своё существование и киевские власти отказались от дальнейшей эксплуатации ДАКов на маршрутах. И два недоделанных кузова, один из которых изображён на фото, так и остались на заброшенной территории завода.
2313

14. На одном из кузовов была обнаружена заводская табличка.Заводская табличка

15. К ремонту этого кузова приступить так и не успели.2368

16. Также на территории были обнаружены три кузова троллейбусов Киев-11у. Модель выпускалась на КЗЭТе в середине 90-х, но из-за крайне низкого качества, заказы на её производство прекратились и троллейбусы были очень быстро выведены из эксплуатации во многих городах Украины. А три неиспользованных кузова, два из которых изображены на фото, так и не стали полноценными машинами и продолжают пылиться в цеху по сегодняшний день.Киев-11у

17. Ремонта так и не увидел и этот трамвай. Вид спереди
Tatra T3SU №5964

18. Салон этой же Татры.
Салон 5964

19. Второй вагон был брошен уже в процессе восстановительных работ.
Второй вагон
 20 В середине 90-х, когда Киевскому заводу электротранспорта удалось внедрить в производство семейство пассажирских троллейбусов "Киев-11", возможно, существовали планы обновить и семейство грузовых "КТГ"... Вот только тяжёлая экономическая ситуация в стране, а позже и сырая конструкция новых "киевлянок" так и не позволила родиться новому поколению грузовых троллейбусов.
КТГ

Остальные помещения абсолютно пустые, и все они не заслуживают особого внимания, за исключением одного.


21. Левая стена помещения - здание трамвайных мастерских начала ХХ века.
Помещение КГТМ

Напоследок, пару слов о том, куда переехал КЗЭТ после 2006-го года. Как я уже писал выше, в 2006-м году завод сменил своё местоположение на небольшое помещение на территории Подольского трамвайного депо, где сейчас производятся капитальные ремонты трамваев, сборка КТ3-UA, а также доводка новоприбывших из Праги вагонов для замены старых киевских Татр (кстати, формально эти замены проходят, как КВР существующих вагонов), однако это уже далеко не те объёмы производства, которые выполнялись на "старом" КЗЭТе...

Через некоторо время мы вернёмся на КЗЭТ увидеть какие изменения произошли на это время, вед огромная пустующая территория в центре Киева - лакомый кусочек для любо строительной компании :)

Спасибо за внимание.

P.S Красного ЛАЗа-695 который ещё недавно гнил на территории завода, уже нет. Видимо, порезали.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments