Продавец Воздуха (glavholod) wrote in interesniy_kiev,
Продавец Воздуха
glavholod
interesniy_kiev

Забытый киевский аэропорт

  Жизнь этого аэропорта оказалась, вероятно, самой короткой в истории гражданской авиации СССР. Биография его мало известна и изобилует загадками. Остатки его представляют собой один из самых необычных памятников погибшим во Второй Мировой. Давайте же вместе попробуем проследить историю этого киевского аэропорта.


Аэропорт "Киев" в Броварах

  
  До революции 17-го года Киев был одним из центров развития авиации в Российской империи. Потому и аэродромов в городе и его окрестностях хватало,так как тогда для авиации в качестве аэродрома была пригодна практически любая площадка достаточной длины. Одна из таких площадок и появилась рядом с Броварами в 1913 году.
  В начале сентября 1913 года в Киевском военном округе были проведены большие общевойсковые маневры. На них авиация впервые была представлена не в виде отдельных самолетов, объединенных только на время маневров. На сей раз в маневрах участвовали штатные военные авиационные отряды, в том числе и XI корпусной отряд под командованием Нестерова, который и базировался под Броварами.
Кстати, с Нестеровым летал в качестве наблюдателя артиллерийский поручик Евграф Николаевич Крутень. Позже Крутень сам научится пилотировать и станет одним из самых результативных асов Первой Мировой.

Петр Нестеров у самолета «Ньюпорт»
  В Киеве же отрад Нестерова, входивший в 3-ю авиароту, базировался в Арсенале. С началом войны на базе 3-й авиароты развернули авиапарк, снабжавший самолетами Юго-Западный фронт. В "Арсенале" машины собирали, испытывали, а затем отправляли на фронт. Аэродром и школа летчиков-наблюдателей 3-го авиапарка находились в Жулянах.

 
 Но, вернемся к гражданской авиации. Первые регулярные авиарейсы начались в Украине с появлением Общества авиации и воздухоплавания Украины и Крыма (ОАВУК). Создание авиапарка объявили делом первейшей государственной важности, а потому в способах выкачивания средств не стеснялись. 
  Добровольно-принудительными взносами к концу 1923 года на авиацию собрали 300 тыс. рублей золотом. За рубежом были закуплены самолеты, которым присвоили собственные имена в честь наиболее отличившихся при сборе средств городов и профсоюзов: «Харьковский пролетарий», «Харьковский металлист», «Сталинский пролетарий», «Донецкий шахтер», «Красный химик», «Красный киевлянин».


Самолет К-4 общества «Укрвоздухпуть»
В 1924 году создается АО «Укрвоздухпуть», которое начинает первые пассажирские рейсы.

  В Киев первый рейс из Харькова был совершен в мае 1925 года с посадкой в Полтаве и занял около трех с половиной часов.Пилотировал самолет немецкий летчик Фат. В Киеве в качестве аэродрома пришлось использовать поле Киевского Общества Воздухоплавания, находившееся в районе нынешней киностудии им Довженко. График полетов совмещали с графиком скачек, поскольку поле продолжало функционировать как ипподром.
  Еженедельно выполнялись два рейса на Киев и один на Одессу. Самолеты летали с завидной регулярностью, практически без срывов расписания. Пассажирам обеспечивался весьма высокий уровень сервисного обслуживания: билеты с доставкой на дом можно было заказать по телефону, а на аэродром приехать в автомобилях «Укрвоздухпути». За счет государственной дотации устанавливались искусственно заниженные цены в пределах 55-60% себестоимости (билет до Киева стоил 45 руб.. а до Одессы - 60 руб.)
  Позднее «Кометы» были заменены на отечественные К-4 и К-5 конструктора Калинина, в 1932 году на базе «Укрвоздухпуть», «Добролёт» и «Закавиа» создается Главное Управление Гражданского Воздушного Флота, ставшее позже "Аэрофлотом".



Самолеты «Укрвоздухпути» в Харькове
 
  Тогда же в Киеве началось строительство полноценного гражданского аэродрома.
До сих пор неизвестно, почему было решено строить аэропорт на базе площадки в Броварах, а не в черте города. Традиционно для строительства собирали деньги среди населения, да и строился аэропорт с помощью бесплатного труда по выходным.
  В 1934 году аэропорт реконструировали в связи с переездом в Киев столицы Украины. Из Центрального аэропорта Киева совершались рейсы не только по Украине (Полтава-Харьков-Одесса-Запорожье-Сумы-Днепропетровск-Сталино), но и в Москву, Ленинград и Минводы.

  С 1939 года открылся новый маршрут – в Львов-Луцк-Ровно. Рейсы выполнялись в основном на самолете К-5 Калинина, однако использовались и другие машины, например ПС-35 Архангельского (на базе бомбардировщика СБ) и ПС-89 французского конструктора Лявиля.
ЗИГ-1 (ПС-89) Лявиля
К-5 Калинина – самый массовый самолет ГВФ
  К-5 был самым массовым и весьма популярным самолетом среди пассажиров и пилотов. Самолет имел мягкие удобные кресла, туалет, гардероб, вентиляцию, местное освещение, багажное отделение. Пилоты ценили К-5 за хороший обзор из кабины, простоту пилотирования и устойчивость в воздухе.
Салон самолета К-5

  Конечно, использовался аэродром в Броварах и военными. В 1935 году в ходе известных Киевских маневров была проведена крупная авиадесантная операция по захвату Броварского аэропорта.
  Вся операция по выброске 1188 парашютистов с карабинами и лёгким автоматическим оружием, переброска по воздуху и высадке 1765 бойцов и командиров двух стрелковых полков с легким автоматическим оружием, 29 станковыми пулеметами, а также двух артиллерийских батарей, одного танка и нескольких легковых и специальных машин была проведена менее, чем за два часа. К сожалению, в 1941 году РККА показала далеко не такую боевую выучку.
  В 1940 и до самого начала войны на аэродроме базировалась отдельная 17 учебная эскадрилья ГВФ, которая готовила летчиков и для боевых машин.

Летчики 17-ой авиаэскадрильи ГВФ (из музея г. Бровары)
А потом началась война...
«В 4.00 22.6.41 г. части 36 ИАД ПВО заняли боевое положение по тревоге с дислокацией на постоянных аэродромах.
В 07.15 произведен налет 19 самолетов противника Хе-111 направление Бровары, аэропорт Киев. С высоты Н=2000 сброшено 90 бомб осколочных и фугасных калибра 50—100 кг. 4-я эскадрилья 43 ИАП преследовала противника в районе истребления, но догнать не смогла. Противник ушел курсом 245.

Потери: в результате бомбардировки аэропорта Киев в 7.15 убито 32 человека, ранено 34, контужено 3 из состава рабочих строительства и колхозников села Жуляны. Наши потери: один самолет И-16 разбился на взлете, летчик погиб; один И-16 43 ИАП, преследуя противника, бомбившего Киев в 7.15, не рассчитал горючее и сел вынужденно, самолет подлежит ремонту.
Сбитых самолетов противника нет.
Начальник штаба 36 ИАД полковник Орлов».
Мемориальная доска у въезда в аэропорт
Оперативно-разведывательная сводка штаба зоны ПВО Юго-Западного фронта №06
25 июня 1941 г. 20.00 Киевский район
С 6.45 до 10.20 противник бомбил город Киев и прилегающие аэродромы. Участвовали: Хейнкель-111, Ju 88 с высоты 2000 м и бреющего полета. На Киев налет произведен двумя эшелонами в 20 и 15 самолетов с промежутком в 15 мин. Бомбардировке подвергнуты: аэродром, заводы 43 и «Большевик». Заводы повреждены.
9 самолетами с высоты 100 м бомбардирован аэропорт Бровары. Сгорело 9 самолетов. 3 самолетами бомбардирован аэродром Гостомель. Разбит 1 СБ. Аэродром Борисполь бомбардирован 11 самолетами. Потерь нет. Атаками наших истребителей уничтожено 3 самолета Ju 88. Зенитной артиллерией Киева выпущено 2142 снаряда без результатов. Наши потери: 2 самолета И-16, 5 самолетов сгорело и 20 повреждено.
НШ зоны ПВО ЮЗ Фронта м-р Пеньковский
Остатки ворот аэропорта

Игорь Ганапольский
в те дни курсант 4-й роты школы:
«Наша 2-я рота находилась в столовой, когда внезапно выскочили «Юнкерсы». Бомбы упали на помещение столовой, задели край стоянки и дальше накрыли жилые дома. Под бомбами погибла вся 2-я рота - около 200 человек...»
  В общем, 25 июня 1941 аэропорт в Броварах перестал существовать. Никаких упоминаний о дальнейшей судьбе работников аэропорта мне найти не удалось. По некоторым сведениям, часть самолетов успела перелететь на другие аэродромы.
После войны, аэродром в Броварах восстанавливать не стали. Памятником его сотрудникам осталась только колоннада у въезда.

  Кстати, чуть дальше за ней стоит пара жилых домов. Судя по виду, они вполне могли сохраниться с довоенного периода, но никаких подтверждений этому факту у меня нет. В местном краеведческом музее рассказать что-либо об этих домах также не смогли.
Сейчас на территории бывшего аэропорта расположена действующая часть ПВО, стрельбище «Сапсан» и остатки еще одной воинской части.
Жилые дома, ул Чкалова

  Аэропорт «Киев» открыл свои двери для пассажиров в 1949 году, когда военные передали летное поле в Жулянах «Аэрофлоту». В 1959 году еще один военный аэропорт, в Борисполе, тоже разделил бетонную полосу с первенцами пассажирской реактивной авиации – ТУ-104. Но это уже другая история.
Аэропорт «Киев», Жуляны
Tags: Киев, история города
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments