zametkiev (zametkiev) wrote in interesniy_kiev,
zametkiev
zametkiev
interesniy_kiev

Categories:

Киевский завод электротранспорта им. Ф.Э Дзержинского

     В 1904 году общество Киевской городской железной дороги приступило к постройке главных трамвайных мастерских (КГТМ), поскольку в то время в городе уже эксплуатировалось 137 вагонов, которые нуждались в ремонте. Новое предприятие возвели на территории Васильковского трамвайного парка. Все производственные помещения разместились в двух каменных зданиях.  КГТМ ввели в эксплуатацию 1-го мая 1906 года, именно с этой даты и берет свое начало, описываемое в данной статье предприятие, Киевский завод электротранспорта. В 1911 году мастерские получили заказ КГЖД на постройку трамвайных кузовов по чертежам завода MAN. В связи с этим число рабочих возросло до 200 человек. В начале Первой мировой войны военно-промышленный комитет организовал при КГТМ отделение Демеевского снарядного завода.    
    После окончательного прихода новой власти, КГТМ занялись восстановлением разрушенного трамвайного хозяйства, и уже к концу 1922-го года на линию было выпущено 35 единиц отремонтированной техники. В 1931 году мастерские были переименованы в Киевский трамвайный завод им. Томаша Домбаля, а с 1935 года предприятие стало носить имя Ф.Э Дзержинского. После разграбления и немецкой оккупации, завод постепенно восстанавливается, и уже в апреле 1944-го года было отремонтировано 8 двухосных трамвайных вагонов. 
   В 1953 году на КТЗ им. Ф.Э Дзержинского организовали цех капитального ремонта троллейбусов. Теперь предприятие называлось Киевский завод электротранспорта. За 1960 - 1973 гг. выпущено около двух тысяч троллейбусов марки "Киев" различных модификаций.
   Претерпев очередную реконструкцию в 1970 году, завод обзавелся новыми производственными мощностями и новым красавцем административным корпусом, выходящим фасадом на площадь Дзержинского.
   На протяжении 1974 - 1985 гг. с конвейера КЗЭТ ежегодно сходило около сотни новых автотроллейвозов КТГ. Параллельно производились работы по ремонту и восстановлению вагонов "Татра", троллейбусов "Шкода" и ЗиУ.
   После распада СССР произошел редкий спад производства, предприятие начало влачить жалкое существование, основная масса заказов новой страны перешла на Днепропетровский завод "Южмаш".
   В 2006 году, отметив столетний юбилей, предприятие перебирается на территорию Подольского трамвайного депо, то есть фактически прекращает свое самостоятельное существование. Административный корпус, выходящий на площадь у метро Лыбидская превращается в торговый центр "Интервал Плаза". Остальная территория, в том числе и памятник промышленной архитектуры начала 20-го века - трамвайные мастерские, а также находящееся неподалеку троллейбусное депо номер 1 дожидаются своей незавидной участи. (по материалам книги "Трамвай на улицах Киева", Дмитрий Ермак, издательство SkyHorse, 2011 год)

Остовы троллейбусов во дворе завода


В главном цеху




Трамвайчик Татра Т3, если не ошибаюсь


Помещения бывших трамвайных мастерских, 1906 год постройки




Проект фасада главного цеха КГТМ, 1904 год. Из книги Д.А. Ермака "Трамвай на улицах Киева"


Троллейбусы во дворе. Просьба к читателям помочь опознать модели...




В салоне






Этому "ЛАЗику", непонятным образом затесавшемуся на территорию КЗЭТ, отсюда уже не уехать




1940 год, модификация "Пульманов". Из книги Д.А. Ермака "Трамвай на улицах Киева"


Вкусный кусок столичной земли, практически в самом центре Киева, не дает спокойно спать многочисленным строительным компаниям, жадности которых нету предела. Уже снесли трамвайное депо им. Шевченко, и земля годами простаивает. На очереди КЗЭТ и троллейбусное депо № 1. Городу нужны маршрутки.


З.Ы. В 1971 году, в день 30-той годовщины обороны города-героя Киева, на фасаде административного корпуса КЗЭТ-а была установлена мемориальная гранитная плита, в память о ополченцах предприятия, погибших на подступах к Киеву в 1941 году. В данный момент, обнаружить ее мне не удалось. Интересно, чья ненасытная коммерческая рука поднялась ее уничтожить? Напоминаю, теперь это здание - торговый комплекс "Интервал-Плаза"

Спасибо за внимание.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments