zametkiev (zametkiev) wrote in interesniy_kiev,
zametkiev
zametkiev
interesniy_kiev

Category:

Казармы Старой Печерской крепости

      В начале 19-го столетия в связи со сложным международным положением Российской империи появилась потребность в увеличении численности армии, что вызвало необходимость постройки больших казарменных комплексов. В Киево-Печерской крепости в свою очередь возводятся новые казармы для солдат и офицеров, архитектура этих зданий имела скромный и маловыразительный вид, в случае осады со здания снимали крышу, и доверху засыпали землей.

Казармы цитадели. Современный вид.


    Двухэтажная каменная казарма была возведена напротив южного фасада Арсенала, за церковью Феодосия Печерского. Первые чертежи этих казарм относятся к 1752 году.

Чертежи казарм в цитадели 1752 года. Из книги О.В. Ситкарёвой "Архитектура Киево-Печерской Лавры"


     Тут долгое время дислоцировался гарнизон цитадели, а позже незадолго до Октябрьской революции в казармах размещался 3-й авиапарк. В первые дни восстания в них расположился Печерский районный комитет партии большевиков (позже перебравшийся в “Арсенал”) 

Из книги-фотоальбома "Печерск 1917-1967"


       
На стороне участников переворота выступили “Арсенал”, Артсклад, 3-й авиапарк, понтонный батальон, работники обмундировочной мастерской, воронежские дружины ратников, дивизион тяжелой артиллерии, рабочие завода Гретера, деревообрабатывающей фабрики, железнодорожных мастерских и депо. Первыми флаг революции подняли арсенальцы, под командование А. Иванова, солдаты 3-го авиапарка и понтонного батальона (дислоцировался в “казарме на перешейке”. На протяжении трёх дней продолжались жестокие бои и 31 октября 1917 "контрреволюция" потерпела поражение.

Казармы неоднократно перестраивались и ремонтировались. Немецкое фото из книги Д. Малакова "Київ 1939-1945".
На снимке отчетливо видно, что казарма была 2-х этажная. 



      Отгремела гражданская война, и теперь казармы стали корпусом 1-й обувной фабрики, которая еще с 1867 года по указу Александра 2-го обеспечивала экипировкой царскую армию.
      В декабре 1952  в честь 35-летия революции на корпусе казарм была установлена белая мраморная плита с позолоченной надписью: “Здесь находился 3-й авиационный парк, революционные солдаты которого вместе с рабочими Арсенала принимали участие в октябрьских боях  1917 года за установление Советской власти в г. Киеве”. Автор – архитектор И. Л. Шмульсон, эта плита до наших дней разумеется не дожила.
      В середине 60-х годов, в бывших казармах был надстроен 3-й этаж, а сама 1-я обувная фабрика вошла в состав производственного экспериментального объединения “Киев” имени 50-летия Великой Октябрьской революции.

Фото из книги-фотоальбома Печерск "1917-1967"


      В 2006 году фабрика перебралась в г. Вишневое, а киевские ее корпуса, в числе коих и находятся казармы цитадели, стоят заброшенные и дожидаются сноса, для застройки такой желанной для бизнесменов Печерской земли офисными центрами высотой до небес, в то время как наивные романтики лелеют мысли о восстановлении Старой крепости в первозданном виде.

Казармы. Современный вид со стороны Арсенала.


Вид на казармы с крыши головного цеха обувной фабрики № 1. Современное фото.


Вымпел обувного производственного объединения "Киев". Из коллекции автора.


Subscribe

  • Будівництво тролейбусної лінії на Лісовому масиві

    Нові тролейбусні лінії в Києві будуть нечасто. Пік розбудови тролейбусної мережі припав на початок 2000х, коли активно знищували трамвайні

  • Парк Кіото

    Шлях до закинутого бомбосховища проходив повз станцію метро «Чернігівська». Тому до метро «Лісової», звідки їздить автобус до Биківні, потрібно…

  • Шулявський шляхопровід: ремонт розпочато

    Багатостраждальний Шулявський шляхопровід у столиці, який давно перебував у аварійному стані, горів і розсипався, нарешті-таки дочекався ремонту. В…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Будівництво тролейбусної лінії на Лісовому масиві

    Нові тролейбусні лінії в Києві будуть нечасто. Пік розбудови тролейбусної мережі припав на початок 2000х, коли активно знищували трамвайні

  • Парк Кіото

    Шлях до закинутого бомбосховища проходив повз станцію метро «Чернігівська». Тому до метро «Лісової», звідки їздить автобус до Биківні, потрібно…

  • Шулявський шляхопровід: ремонт розпочато

    Багатостраждальний Шулявський шляхопровід у столиці, який давно перебував у аварійному стані, горів і розсипався, нарешті-таки дочекався ремонту. В…