PATT25 (patt25) wrote in interesniy_kiev,
PATT25
patt25
interesniy_kiev

«Илья Муромец Киевский»

«Илья Муромец Киевский»-любимое детище молодого Игоря Сикорского.

Надеюсь киевлянам не нужно объяснять кто такой Игорь Сикорский и почему в Киеве его память увековечена в названии улицы и учебного заведения,установлен памятник и ,возможно,будет организован  его  музей в доме по ул.Ярославов Вал 15Б,где он родился 25 мая 1889 года.Всемирная слава И.Сикорского как создателя вертолетов и самолетов амфибий как-то отодвинула в тень его успехи в молодые годы,когда он уже успел добиться мирового признания,как конструктор и испытатель одного из самых выдающихся летательных аппаратов начала 20 века-гигантского самолета «Илья Муромец».Причем один из этих самолетов,а их было построено более 70,носил название «Илья Муромец Киевский» и был любимым детищем конструктора.

Известно,что «заболел» самолето и вертолето строением Игорь Иванович в раннем детстве,прочитав роман Жюля Верна «Робур завоеватель».Там автор описывал некий фантастический летательный аппарат в форме корабля,у которого вместо парусов стоит множество вертикально расположенных пропеллеров.После ряда лет посвященных планеризму и не совсем удачным попыткам построить свой первый вертолет,Сикорский начинает конструировать и строить самолеты и в этом преуспевает.В течение 1910-1911 г.г.он создает модели самолетов С-1,С-2,С-3,С-5 и С-6.Уже в 1912 году,сам пилотируя свой С-6-А,он завоевывает первый приз на конкурсе военнного ведомства.А в конкурсе этом участвовали самолеты таких иностранных фирм,как Фоккер,Фарман,Ньюпор.Есть немало литературы,в которой описывается подробная биография Сикорского,указывются имена его сподвижников и помощников,анализируются условия работы над самолетами,приводятся технические данные двигателей и конструкций и пр.пр.Но я хочу обратить внимание киевлян на то,что все его первые самолеты от С-1 до С-6 были созданы в Киеве,в сарае на участке усадьбы его отца по ул.Ярославов Вал 15Б (тогда Большая Подвальная) и собирались в мастерской на Куреневском гражданском аэродроме  ,где и совершались первые полеты.Куреневский гражданский аэродром находился между Куреневкой и Оболонью.Как указывают некоторые источники (авторство не смог определить):



«Офіційне відкриття Куренівського аеродрому (хоч діяв він з 1910 р.) відбулося 18 вересня 1911 р. під час проведення Київського авіаційного тижня. На Куренівських луках, за 1,5—2 км від Кирилівської лікарні, на правому березі річки Почайни (між Куренівкою і сучасним масивом Оболонь), за кілька днів з'явився впорядкований аеродром з ангарами, трибунами для глядачів, буфетом, сигнальною щоглою з прапором Київського повітроплавного товариства, погребом для пального."

Успехи молодого конструктора были замечены и его пригласили в Петербург,
на должность главного инженера военно-морской авиации  и конструктора воздухоплавательного отделения а/ о «Русско-Балтийский Вагонный Завод» .Сикорский переезжает из Киева в Питер,забрав с собой своих сотрудников.Здесь в Петербурге он приступает к строительству супергигантского самолета и заканчивает его к концу 1913 года.В средине 1914 года,он совершает на нем перелет по маршруту Петербург-Киев и обратно. В Киеве он приземлился на Куреневском аэродроме Киевского Общества Воздухоплавателей. Сикорского в Киеве встречают с невероятным энтузиазмом. Киевская Городская Дума избирает его почетным гражданином г.
Kиева, а Киевский Политехнический Институт,за наглядные успехи,преподносит ему диплом на звание инженера honoris causa (почетный доктор). Модель самолета на котором Сикорский прилетел в Киев,он назвал «Илья Муромец».После завершения полета,этому экземпляру самолета было присвоенно персональное имя «Илья Муромец Киевский». Название самолета было выбрано Сикорским не случайно и связанно с киевской историей. Не уверен что все киевляне знают о том,что наверняка знакомое им с детства имя Илья Муромец как бы,выражаясь по современному,киевский бренд.Дело в том,что город Муром,в те легендарные времена,когда произошло чудо исцеления богатыря Ильюши,входил в состав Киевской Руси и находился на ее восточной границе.Былина о богатыре Илье Муромце тоже упоминает об этом.Вот так она начинается:

"В старину было в стародавнюю. Еще Володимер-князь да стол держал. В ту пору было во славном города во Муроме, в большом селе Карачарове, жил крестьянин Иван Тимофеевич. У того ли крестьянина изо всех детей  было детище любимое Илья Муромец, да сын Иванович. "

И богатырь этот былинный закончил свой жизненный путь в стольном граде Киеве,где принял монашество в Киево-Печерской Лавре и был причислен к лику святых под именем преподобного Илии Печерского.Его мощи хранятся в Киево-Печерской Лавре. Назвав свое детище «Илья Муромец Киевский», И.Сикорский тем самым еще раз подчеркнул его происхождение.Самолет-гигант оправдал свое название.Он значительно превосходил по всем показателям другие модели самолетов того времени и не имел себе равных,не только как пассажирский самолет,но и как военный бомбардировщик и разведчик.

Желающих более подробно ознакомиться с боевыми подвигами «Ильи Муромца Киевского»  и его судьбой,а также историей всей «Эскадры Воздушных Кораблей»,состоявшей из самолетов этого типа,отсылаю к  книге Финне К.Н. «Русские воздушные богатыри И.И. Сикорского» на сайте: http://militera.lib.ru/h/finne_kn2/index.html Книга издана в Белграде в 1930 году, и автору ее еще было неведомо будущее И.Сикорского,но с прошлым его он несомненно был ознакомлен не по данным Википедии.

Приведу лишь несколько выдержек из книги,позволяющим судить,насколько было эффективным использование Муромцев в военных действиях и лишь пожалеть о том,что выдающийся талант Сикорского полностью смог раскрыться далеко от его Родины.

«24 февраля 1915 года, воспользовавшись благоприятной погодой «Илья Муромец Киевский» совершил по заданию штаба 1-й армии (командующий генерал-от-кавалерии Литвинов) трех с половиною-часовой полет в Восточную Пруссии. Сделавши над городом Вилленбергом (одно из мест гибели Самсоновской армии) два круга, «Илья Муромец Киевский» сбросил 17 больших (по одному и по два пуда весом) бомб на станцию железной дороги, в ангары, обозы, произвел глубокую разведку, выеснившую передвижение германских войск в районе Млавы, сфотографировал неприятельские позиции и благополучно вернулся назад. На следующий день, 25 февраля полет повторился. Сброшено было в Вилленберге 45 бомб, из коих — 10 по пуду весом; разгромлена была железно-дорожная станция с находившимися там поездными составами. По полученным позднее штабом 1-ой армии сведениям, кроме разгрома станции, поездов и пакгаузов «Киевский» произвел разрушения в городе: убито было 2 офицера, 17 нижних чинов, ранен комендант станции. При появлении «Муромца» в Вилленберге возникла невероятная паника. В одной из полученных в Петрограде немецких газет сообщалось, что у русских появились необыкновенные аэропланы, производящие страшные разрушения и неуязвимые для артиллерии.»                                                                                                               

«Аппарат «Илья Муромец Киевский» выполнил шесть боевых полетов по заданию штаба, причем ему ставились задачи не только по разведке, но и по разрушению железно-дорожных станции. Разведка дала ценные результаты, благодаря удобству наблюдения и возможности фотографировать каждое наблюдение. По полученным агентурным сведениям, бросание бомб в железно-дорожные станции дало хорошие результаты. Опыт уже первых полетов показал, что от этого аппарата можно ожидать очень крупных результатов, как по разведке, так и по метанию бомб. Полеты производились на высота 3200 метров и продолжительность их до 4 1/2 часов. Полагаю, что этот тип аппаратов по своим боевым качествам заслуживает всяческого поощрения и будущая боевая работа их будет всецело зависеть от того,, насколько отряды будут обезпечены личным составом хороших лстчиков»...

«Из других полетов, этих «Муромцев» можно упомянуть о полете 6 апреля, когда «Илья Муромец Киевский» (ком. пор. Башко, пом. к-ра воен. летч., пор. М. В. Смирнов, артил. офиц. пор. Ю. Г. Боне) разгромил станцию Млаву, сбросивши туда 11 пудовых и 6 — двадцатифунтовых бомб.»

« Более серьезным по своим последствиям следует считать полет «Ильи Муромца Киевского» и «И. М. III», 11 апреля 1915 г. в Восточную Пруссию, где в г. Нейденбург, «И. М. Киевским» была сброшено 11 пудовых и одна пяти-пудовая бомба.»

«Весною 1915 года австро-германцы повели энергичное наступление на фронте нашей третьей Армии (К-ий генерал Леш). Прибывшие в Львов два воздушных корабля: «Илья Муромец Киевский» и «Илья Муромец III», очень помогли штабу этой Армии, производя разведки в глубоком тылу противника{29}, зорко следя за передвижениями и группировкой сил противника. Легкие аппараты того времени были не в силах проникать глубоко за линии фронта противника и только «Муромцы» могли, совершая продолжительные полеты в глубоком тылу у неприятеля, доставлять точные сведения о переправах через реку Сан, о количестве поездных составах и движении поездов на станциях железных дорог подходивших к нашей границе, о появлении новых аэродромов, скоплении обозов и т. д.

Благодаря этой разведке, штаб III-ей Армии имел ясную и подробную картину того, что происходило у врага не только на передовых позициях, но и в тылу. Кроме этой чрезвычайно важной и очень ценившейся штабом третьей армии разведки, «Муромцы» громили своими большими бомбами важные тыловые пункты противника, главним образом железно-дорожные станции с многочисленными поездными составами, склады, обозы и пр.»

«Во время одного из таких полетов 14 июня 1915 года, «Ильею Муромцем Киевским» был взорван на станции Пржеворск, к югу от Ярославова, неприятельский поезд со снарядами. Полет этот продолжался четыре часа. «И. М. Киевский» произвел разведку в районе реки Сана, сбросил три бомбы в окопы у Лежайска, а затем сделав четыре круга над станцией Пржеворск, сбросил семь бомб в большие поездные составы находившиеся на путях станции. В то время там находилось пять таких составов; вслед за взрывом одной из попавших в поезд бомб, с «Муромца» замечены были громадные языки пламени и.клубы дыма, окутавшие через несколько минут все месторасположение станции, а кроме того ясно видны были дымки от разлетавшихся во все стороны и рвавшихся в воздухе снарядов. Показанием пленных, а позднее из немецких газет было установлено, что этим взрывом было уничтожено по крайней мере 30000 снарядов.

Кроме значительных у неприятеля потерь в людях, «Муромцем» были произведены большие разрушения на станции и железнодорожных путях, вызвавшие перерыв сообщения в этом районе. Панику возникшую при налете «Муромца» не трудно себе представить»

«В то время, т. е. к началу 1917 года, наши армии уже имели в достаточном количестве артиллерию, снаряды и ждали весны, чтобы мощным ударом прорвать фронт противника. [122] В конечном успехе были уверены все. Говорят, что оркестр Гвардейского Экипажа разучивал уже марш специально написанный «на вступление в Константинополь». Известно было, что австрийцы ждут лишь нашего наступления, чтобы сдаться.

«Ильи Муромцы», выделившие боевой отряд на румынском фронт, в г. Болград, должны были таким образом явиться первыми вестниками освобождения занятых австро-германскими войсками Pyмынии, Сербии.

События в Петрограде в конце февраля и начале марта 1917 года, перевернули однако все. Вместо грома побед, нас ожидал неслыханный позор, а вместо желанного мира — самая отвратительная из войн — война гражданская. »



 

 

 

Subscribe

  • Зміни в центрі столиці

    «Все тече, все змінюється» . І Київ теж не виключення із цього правила. Протягом 2019 року в столиці відбувся ряд змін. Зокрема, розібрали старий і…

  • Нижня підпірна стіна

    Легендарна "зеленка" — Зелений (літній) театр, Верхня підпірна стіна, Нижня підпірна стіна — це все олдскульні локації, які розташовані в одній…

  • Парк "Сирецький гай"

    З заброшками в столиці і з напарниками напряг, та й об'єктів для дослідження все менше і менше, тому вирішив здійснити культурну прогулянку. Так, щоб…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments

  • Зміни в центрі столиці

    «Все тече, все змінюється» . І Київ теж не виключення із цього правила. Протягом 2019 року в столиці відбувся ряд змін. Зокрема, розібрали старий і…

  • Нижня підпірна стіна

    Легендарна "зеленка" — Зелений (літній) театр, Верхня підпірна стіна, Нижня підпірна стіна — це все олдскульні локації, які розташовані в одній…

  • Парк "Сирецький гай"

    З заброшками в столиці і з напарниками напряг, та й об'єктів для дослідження все менше і менше, тому вирішив здійснити культурну прогулянку. Так, щоб…