Вера Петько: Все самое интересное в Киеве происходило на моих глазах
«Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы - как истории планет. У каждой все особое, свое, и нет планет, похожих на нее», - писал когда-то Евгений Евтушенко. Перефразируя, эти его строки вполне применимы к истории современных городов. Особенно – мегаполисов, «лицо» которых видоизменяется стремительнее, чем сменяются поколения горожан.
Фото: Макс Левин.
Из многочисленных фрагментов – воспоминаний пожилых киевлян, проживших в городе весь свой век - Lb.ua пытается восстановить мозаику памяти родного горда. Воссоздать – в их рассказах, черно-белых семейных фотоснимках – старый Киев, удержать «картинки» детства и юности. Времен, когда, вслед за булгаковскими героями, верилось: «вся жизнь пройдет в белом цвете, тихо, спокойно, зори, закаты, Днепр, Крещатик…»
Первая наша собеседница - восьмидесятилетняя Вера Алексеевна Петько. Уже 68 лет она живет в старой «двушке» на Институтской. Все самое интересное за полвека происходило здесь, на ее глазах.
«Я не замечала, как отстраивался город. Замечала лишь, как менялись названия улиц: сначала мы жили на «улице Октябрьской революции», потом – «25-го октября», сейчас Институтской вернули историческое ее имя, дореволюционное», - делится женщина. Старые привычки ей не изменяют и городская топономия по-прежнему связана с именами советских вождей: «Это было на Энгельса. На Лютеранской, если по вашему».
Тридцать лет Петько преподавала физику, информатику и научный атеизм в Киевском кооперативном техникуме. А в доме Веры Алексеевны всегда было многолюдно: родители, муж, бесчисленные гости, позже - сын, невестка, внук.
Сейчас пенсионерка живет одна. Единственная компания – кот Яша, поражающий схожестью с булгаковским «Бегемотом».
Фото: Макс Левин.
Первое воспоминание Веры Алексеевны о Киеве — старая Дарница. «14 августа 1944 года мы со всем барахлом приехали из Москвы в Киев в товарном вагоне. Поездов было много, образовалась пробка, мы не могли нормально проехать, так и жили три дня в вагоне – со всеми пожитками: мебелью, подушками, одеялами. В эти три дня я научилась выговаривать букву «р» - заняться-то было нечем. А вот до 12 лет все картавила».
В этом году будет 68 лет, как живу в Киеве, все время – в этой квартире. Дом наш 1934 года, возле центрального парадного висит табличка - памятник истории, «сталинская архитектура». Тут родился и мой сын Дима, внук Богдан жил до школы.
Отцу в Киеве показали несколько квартир, он выбрал эту. Хотя выбор-то небольшой был: немногие здания уцелели. Разве те, где немецкий генералитет жил. Впрочем, кто тут был до нас, я точно не знаю.
Фото: Макс Левин.
Остальное тут