Олег Тоцкий (tov_tob) wrote in interesniy_kiev,
Олег Тоцкий
tov_tob
interesniy_kiev

Categories:

Подъем вантовой системы на НСК "Олимпийский"



В течение почти года на главной спортивной арене страны проходил один из сложнейших этапов реконструкции - подъем вантовой системы, которая будет удерживать навес над трибунами.
Хотелось бы вкратце рассказать об этом процессе, но вот ума не приложу, как из четырех больших постов сделать один без ущерба информативности.

Вобщем, кому интересны все подробности, их можно найти по следующим ссылкам:
Подготовка к подъему, часть 1
Подготовка к подъему, часть 2
Подъем вантовой системы
Заключительные операции по подъему

Под катом краткое описание основных событий.

Для начала давайте посмотрим, из чего состоит вантовая система комплекса:



- нижние радиальные ванты;
- верхние радиальные ванты;
- внутреннее растянутое кольцо;
- тросы подвески (вертикальные ванты);
- консольные раскосы с куполами навеса, подвеска осветительного оборудования, фасадных конструкций и пр.

Некоторые характеристики вантовой системы:

Общий вес всех тросов - 765 тонн
Суммарная длина тросов - 40 км
Количество различных тросов - более 3 тыс. (включая тросы для подвески светильников и фасадных конструкций)
Более 1 тыс. зажимов для скрепления тросов между собой + всякие шкильки, болты, колпачки и пр. мелочь.

Вся основная вантовая система (радиальные ванты, тросы подвески и внутреннее кольцо) раскладывается и собирается "на земле", а затем при помощи 160 гидравлических домкратов поднимается, натягивается и закрепляется на колоннах.

1. Первый этап в сборке вантовой системы - раскладка радиальных вант вдоль своих осей. Для снижения риска поцарапать ванты, на трибунах были установлены деревянные короба:


2. Радиальные ванты, имеющие длину порядка полусотни метров и диаметр от 65 до 90 мм, раскладываются в короба:


3.


4. В верхней части вант закрепляется так называемый адаптер, который нужен для обеспечения подъема и натяжки вант. Это адаптер для верхних вант:


5. Адаптер для нижних вант выглядит несколько иначе:


6. Разложенные ванты с адаптерами:


7. На радиальных вантах закрепляются зажимы для тросов подвески и консольных раскосов:


8.


9. Ванты внутреннего кольца диаметром 115 мм раскладываются на подмостки. Всего их 20, каждый из них образует полукольцо. Т.е. в кольце растяжения будет 10 вантовых колец. Для раскладки ванта внутреннего кольца на фуру устанавливается вертушка, на нее грузится вант и по мере передвижения фуры вдоль трибун разматывается и укладывается вант:


10. Готовый нижний ряд вантового кольца:


11. Соединение вантовых полуколец:


12. Установка первых соединителей. К проушинам сбоку закрепят радиальные ванты, а сверху ляжет второй ряд вант внутреннего кольца.


13. Закрепление радиальных вант на внутреннем кольце:


14. В ход идут все подручные средства, т.к. ванты тяжелые и голыми руками правильно их направить невозможно.


15. Радиальные ванты, закрепленные на внутреннем кольце:


16. Готовое внутреннее кольцо:


17.


18.


19. 100% кольца:


20. Подготовка гидравлических домкратов, которым суждено поднять вверх вантовую систему. Домкраты двух типов: с усилием 50 т. и 100 т. По оси домкрата можно узреть несколько отверстий; в них пропускаются вспомогательные тросы, которые одним концом будут крепиться к вантовой системе, а за другой конец их будут тянуть домкраты. Каждый домкрат устанавливается на вот такую трубку, которая одновременно служит и направляющей для тросов, и шарниром, который крепится к верхнему кольцу и позволяет домкрату разворачиваться по направлению натягиваемых тросов.


21. Домкрат, подготовленный к подъему с протянутыми через него тросами. Вместе с этими тросами домкрат будет поднят наверх и закреплен под верхним кольцом.


22. На каждую колонну идет два домкрата. Оба будут тянуть один из верхних вант; нижние ванты будут подниматься за счет тросов подвески.


23. Гидравлические станции, обеспечивающие работу домкратов:


24. Станции расставляются на верхнем кольце:


25. В виду особенностей конструкции, нагрузка на колонны ложится неравномерно и до завершения монтажа условно прямые участки внешних колец металлоконструкций как бы стремятся упасть назад. Чтобы избежать внепроектных изгибов конструкций, прямые участки колец на период подъема вантовой системы принудительно притягиваются внутрь чаши при помощи дополнительных домкратов.


26. Прежде чем начинать подъем, необходимо на верхних вантах закрепить тросы подвески, благодаря которым нижние ванты с навесом будут поддерживаться в правильном положении. К нижним вантам их подсоединят позже, когда верхние ванты будут приподняты вверх (так проще).


27. Тросы подвески есть не везде. Ближние к внутреннему кольцу зажимы на вантах просто соединяются между собой:


28. Теперь можно начинать подъем. Основная его часть проходит путем подъема верхних вант; внутреннее кольцо и нижние ванты поднимаются вслед за ними. Перед подъемом анкеры («ушки») верхних вант были дополнительно закреплены на временных тросах, чтобы избежать ненужных перегибов и упростить процесс их закрепления на верхнем кольце.


29.


30. Как уже говорилось ранее, подъем осуществляется при помощи 80 пар гидравлических домкратов, закрепленных на верхнем кольце. На домкратах можно заметить различные датчики, которые контролируют в том числе и нагрузку на домкраты.


31. Хотя процесс подъема снизу выглядит довольно таки незаметно (если не знать куда смотреть), домкраты работают достаточно шустро: сам подъем занимает пару-тройку минут, затем следует возврат штока в исходное положение (еще минут 8-10), перехват тросов и цикл повторяется:


32. Управление домкратами может происходить как вручную (непосредственно на гидравлических станциях, размещенных на верхнем кольце), так и централизовано. Помимо прочего оператору выводится целый ряд показателей работы домкратов и станций, а также выполняются необходимые расчеты перед каждым следующим этапом подъема. В деле расчетов активно помогают геодезисты, которые во время подъема практически постоянно контролируют положение конструкций и на основании их измерений рассчитывается порядок дальнейшего подъема или корректируется положение отдельных частей вантовой системы.


33. По мере подъема верхних вант начинается процесс закрепления тросов подвески на нижних вантах. Если ближайшие к внутреннему кольцу зажимы просто соединяются между собой, то следующие зажимы крепятся при помощи металлического жесткого подвеса. Верхние и нижние ванты пока расположены «неправильно» относительно друг друга, поэтому совместить отверстия на зажимах и подвесе не так просто. В ход идут домкраты, лебедки и даже импровизированная кувалда с мягким покрытием.


34. Третьи (и далее) от кольца зажимы соединяются уже при помощи полноценных тросов подвески:


35. По мере дальнейшего подъема начинают постепенно отрываться от земли и нижние ванты:


36.


37.


38. Наконец, после долгих телодвижений и проверок, вантовое кольцо отрывают от земли:


39. Пока кольцо не оторвалось от земли, его смещение постоянно визуально контролируется немцами.


40.


41. При дальнейшем подъеме кольцо упирается в тросы стабилизации. Снимать их еще рано и для продолжения мероприятия их нужно перебросить под кольцо. Прогиб кольца специально оставлен для того, чтобы переброску можно было выполнять поочередно: сначала крайние тросы стабилизации, затем непродолжительный подъем, переброс следующих, снова и подъем и т.д. вплоть до центральных тросов стабилизации.


42. На время переброса нужно чем-то компенсировать отсутствующий трос стабилизации. Здесь нам поможет само вантовое кольцо. На него навешиваются тали, которые соединяются с основанием домкрата и натягиваются, чтобы вся эта конструкция приняла на себя нагрузку тросов стабилизации. Затем тросы стабилизации отпускаются и извлекаются из домкрата. После переброса под кольцо тросы ставятся на прежнее место.


43. Затем домкратом тросы натягиваются в прежнее положение и внутреннее кольцо отпускается.


44. После переброски всех тросов стабилизации начинается финальная часть подъема.


45. В общем случае подъем проводится одновременно по всем 80 осям.


46. Кольцо постепенно выравнивают от прогиба и поднимают на высоту 34 м. При этом периодически подтягиваются только отдельные ванты (или группы вант) для правильного распределения нагрузки и приведения кольца к правильной форме.


47.


48. Проектная высота, подъем завершен:


49.


50. Теперь, когда верхние ванты подняты на проектную высоту, остается закрепить их на проушинах верхнего кольца. Пока что они, как и при подъеме, держатся за счет временных тросов, которые натягивались домкратами:


51. Поднимемся под верхнее кольцо. Под каждой балкой кольца есть проушина, на которой и предстоит закрепить анкер ванты. Анкер весит весьма прилично и чтобы подогнать его к проушине в ход идет несколько лебедок, которыми анкер двигают вверх и в стороны. В некоторых случаях приотпускают или наоборот еще больше вытягивают временные тросы, на которых закреплены ванты. Для этого в ход идут домкраты, которые выполняли основной подъем системы.


52. С нижними вантами возни больше. Если верхние одновременно и натягиваются, и перемещаются к колоннам во время основного подъема, то нижние сначала нужно переместить к нижнему кольцу, закрепить на нем адаптеры, а уже только потом натягивать ванты. Кроме того, особенности подъема системы предполагают перемещение нижних адаптеров не за один раз, а по мере подъема верхних вант. Чтобы поддерживать адаптеры нижних вант на нужной высоте при их перемещении, все они при помощи полиспаста были подвешены к верхнему кольцу:


53. Во время подъема вантовой системы нижние адаптеры постепенно подтягивали вверх и в сторону нижнего кольца. Над VIP-зоной особенно хорошо видно, что если бы адаптеры остались лежать на трибунах, возникли бы немыслимые перегибы нижних вант:


54. Для закрепления нижних вант на нижнем кольце адаптер сначала затягивают как можно ближе к кольцу:


55. Адаптер практически на месте. Остается закрепить ушки адаптеров на временных креплениях нижнего кольца:


56. Ну что ж, все закреплено, домкраты подключены, можно начинать натяжку. Пара домкратов упирается в гайку, насаженную на штангу с резьбой. Во время работы домкратов, шток отталкивается от гайки и тянет адаптер назад (к нижнему кольцу).


57. После натяжки нижних вант начинается процесс закрепления анкеров на нижнем кольце. Анкер пока расположен немного ниже проушины и прежде чем вставлять шпильку, необходимо его немного поднять. Под анкер устанавливается скоба, сверху на нее закрепляется планка:


58. Под планку устанавливается небольшой домкратик и отверстия анкера и проушины совмещаются между собой:


59. После закрепления шпильки можно демонтировать адаптер.


60. После демонтажа адаптеров верхних и нижних вант доставляются недостающие тросы подвески. Некоторые из них закрепляются на месте адаптеров, некоторые на колоннах или балках верхнего кольца и могут быть полностью подвешены только после натяжки нижних вант.


61.


62. Недостающие тросы подвески закряпляют с помощью телескопического подъемника.


63. На этом процесс подъема системы можно считать завершенным:


Напоследок таймлапс основной фазы подъема (22-31 марта):



Параметры съемки таймлапса:
F 8.0, ISO 200, выдержка на автомате
Интервал съемки - 30 сек.
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Зміни в центрі столиці

    «Все тече, все змінюється» . І Київ теж не виключення із цього правила. Протягом 2019 року в столиці відбувся ряд змін. Зокрема, розібрали старий і…

  • Нижня підпірна стіна

    Легендарна "зеленка" — Зелений (літній) театр, Верхня підпірна стіна, Нижня підпірна стіна — це все олдскульні локації, які розташовані в одній…

  • Парк "Сирецький гай"

    З заброшками в столиці і з напарниками напряг, та й об'єктів для дослідження все менше і менше, тому вирішив здійснити культурну прогулянку. Так, щоб…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

Recent Posts from This Community

  • Зміни в центрі столиці

    «Все тече, все змінюється» . І Київ теж не виключення із цього правила. Протягом 2019 року в столиці відбувся ряд змін. Зокрема, розібрали старий і…

  • Нижня підпірна стіна

    Легендарна "зеленка" — Зелений (літній) театр, Верхня підпірна стіна, Нижня підпірна стіна — це все олдскульні локації, які розташовані в одній…

  • Парк "Сирецький гай"

    З заброшками в столиці і з напарниками напряг, та й об'єктів для дослідження все менше і менше, тому вирішив здійснити культурну прогулянку. Так, щоб…