metrobuildivec (metrobuildivec) wrote in interesniy_kiev,
metrobuildivec
metrobuildivec
interesniy_kiev

Categories:

Маленькие истории Московского моста


Автор проекта Московского моста - професор Фукс Г.Б. (1927-2008)

3 декабря 1976 года был сдан в эксплуатацию Северный мостовой переход через р. Днепр в Киеве, построенный Мостоотрядом 2 Мос-тостроя 1 по проекту "Киевсоюздор-проекта" и нескольких субподрядных организаций, наиболее крупными из которых были Киевпроект, СКБ Главмостостроя и др.
В сооружении мостового перехода принимали самое активное участие ученые Института электросварки им. академика Е.О.Патона, ЦНИИС и Союздорнии - ведущих научных центров Минтрансстроя СССР.
С начала проектирования объекта в 1968 году и за все время работ, вплоть до сдачи объекта, возникало немало забавных ситуаций, о которых пойдет речь в этом очерке.


Началось все с оригинального высказывания директора "Киевсо-юздорпроекта" Федора Васильевича Бершеды - колоритной личности, чьи невольные афоризмы вошли в историю института и живы в коллективе по сей день.
В советское время, впрочем, как и сейчас, многие объекты приходилось "пробивать", доказывая их необходимость. Деньги в стране были, но нужно было их получить и направить в нужное время в нужное место для данного города, области, отрасли. Если точнее, то деньги не получали, а планировали и выделяли для каких-то конкретных целей.
В 1968 году управляющий украинским мостостроительным трестом "Мостострой-1", Герой Соцтруда Исаак Юлисович Баренбойм стал доказывать власть имущим о необходимости строительства городского автодорожного моста в северной части города, где функционировал только один мост - железнодорожный. Были подключены к этому и наши специалисты проектировщики, среди которых и директор института Бершеда Ф.В.
Много они ходили по чиновничьим кабинетам (чиновники были и тогда, только так не назывались), доказывали, убеждали. Наконец состоялось решение Горисполкома о проектировании моста. Когда Баренбойм с Бершедой вышли из зала заседания, последний произнес: "Ну, все! Главное сделано! Теперь осталось только оформить расчетно-графические работы".
"Расчетно-графические работы", то есть все проектирование моста, продолжалось 8 лет.
Вскоре начались изыскания, проектирование, согласование и утверждение разных стадий проекта.
Два сотрудника нашего института - завлабораторией Калашников Т.П. и снабженец Усачев М.А., не имея дачных участков, решили самозахватом организовать свой летний отдых в урочище Черторой, выстроив в прибрежном лозняке хибары из фанеры, картона и жести. В тех кустах они были не одиноки - почти весь берег был занят вытянувшимися в ряд примитивными домиками, оборудованными кое-какими лежанками. Перед ними на белом песке чернели кострища, как следы от приготовления пищи, в лучшем случае стояли таганки, примуса, керогазы. Словом, слегка усовершенствованный летний бомжатник.
Трасса мостового перехода, как всегда, скрупулезно прорабатывалась в нескольких вариантах по картам и топопланам, а затем наши изыскатели приступили к инструментальной выноске рекомендуемого варианта в натуру. Каково же было их удивление, когда ось мостового перехода попала по закону вредности точно между жилищами Калашникова и Усачева. Пару лет, пока не началась стройка, они еще там жили и загорали, но потом пришлось убираться - весь "бомжатник" снесли.
Через лет пять-семь после этого, у нас на работе распределяли дачные участки по 6 соток в противоположной стороне города, значительно ниже по течению Днепра, вблизи села Осокорки, где к тому времени уже образовался совершенно легальный или, как теперь говорят, легитимный садово-дачный массив. Наши изгнанники из Чертороя выстроили здесь капитальные садовые домики и занялись дачными делами.
Но вскоре и туда пришли мостостроители, чтобы возвести уже не Северный, а Южный мостовой переход, ось которого прошла достаточно далеко от участков наших героев, но те же изыскатели, в шутку, нанесли на плане трассу, снова через их дома: "Извините, но снова на вас попали, значит - судьба". Потом,конечно, обман раскрылся.


Бетонирование пилона

Еще на первой стадии проектирования речники потребовали перекрыть все меженное русло Днепра одним пролетом. Это диктовали условия безопасности при проводке длинных плотов через пролеты близко расположенных проектируемого моста и старого Петровского железнодорожного. По этим условиям был назначен пролет 300 м, рекордный по тем временам в СССР и входящий в десятку самых большепролетных мостов мира. Для его перекрытия была выбрана однопилонная вантовая система, которую предстояло впервые запроектировать и построить киевским специалистам отечественной школы мостостроения. И они, то есть мы, с ней справились - доказали, что можем делать на мировом уровне. Правда, объемы строительства подобных мостов у "них" -значительно больше.


Пилон готов к монтажу вант

Проектирование, и в какой-то мере строительство объекта, возглавил опытнейший инженер - мостовик Георгий Борисович Фукс, имевший к тому времени опыт строительства мостов через Десну, Неман и моста метро в Киеве. Позже были построены его вантовые мосты в Риге и еще один в Киеве (Южный), балочный, через Иртыш в Омске, ныне строится Подольский.
Кроме руслового моста, в комплекс Северного перехода входил еще мост через русло Десенка, путепровод, земляные дамбы подходов и регуляционные сооружения. Незадолго до сдачи в эксплуатацию этого перехода, главному сооружению объекта- русловому вантовому мосту было присвоено наименование "Московского". Вначале его предложили назвать мостом "Дружбы Народов", поскольку тогда же вблизи моста, в междуречье Днепра и Десенки, был заложен парк Дружбы народов, в котором члены Политбюро Компартии Украины "отрабатывали" Ленинский коммунистический субботник, сажая деревья и кусты. По дороге на роботу в парк, в течение трех лет начальство проезжало через стройплощадку мостового перехода на левом берегу Днепра и попутно знакомилось с ходом строительства. Чтобы показать, как будет выглядеть мост в готовом виде, нам было задано срочно нарисовать перспективу моста и вывесить ее на стройплощадке. Нарисованную картину на большом подрамнике доставили к мосту, но тут же ее забраковали -перспектива была ориентирована, как взгляд с правого берега, а не с левого, где ее собирались повесить, и начальство рангом пониже опасалось, что самые высокие начальники не поймут, что к чему. Пришлось срочно рисовать новую.


Надвижка стальной балки жесткости

Второй эпизод. Первому появлению руководителей на стройплошадке предшествовала длительная и тщательная подготовка, наведение "марафета". Кроме уборки территории, нужно было еще убрать с глаз десятка полтора-два собак, прижившихся на стройплощадке. Не дай Бог, облают начальство. И не просто привязать, а убрать с глаз долой. Отловив это собачье поголовье, строители пристроили своих питомцев на время во дворах близлежащего села Вигуровщина. Тех, кто появился невесть откуда позже, спрятали в деревянных ящиках из-под цемента. И вот - последние смотрины перед приездом руководства, едут несколько "Волг" с ответственными контролерами, впереди машина министра внутренних дел... Вдруг, откуда ни возьмись, вырывается сбежавший из деревни здоровый пес с обрывком веревки на шее и с громким лаем несется за министерским автомобилем. Нарушителя "производственной дисциплины" успели схватить и спрятать.
Наступил торжественный и ответственный момент высочайшего посещения. Поскольку строители всегда в чем-то испытывают затруднения (особенно это было ощутимо при советской власти), то руководство Мостостроя, во главе с таким опытнейшим руководителем, как Исаак Юлисович Баренбойм, разработало сценарий, по которому можно было бы получить какую-либо выгоду для своего треста, то есть выпросить у начальства необходимое оборудование, материалы и пр.
В тот период строители никак не могли разместить заказ на изготовление анкеров для высокопрочной арматуры, представляющие собой (если упрощенно) конусную стальную болванку с различными пазами и отверстиями. Весила такая штука несколько десятков килограммов.
Приехав на стройплощадку, высшие руководители республики выслушали доклад строительного начальства о делах на стройке, а затем, по традиции, захотели пообщаться с рабочим классом: какие, мол, нужды, чем можем помочь? И тут, к В.В. Щербицкому направляется один из заслуженных бригадиров, неся что-то перед собой в брезентовом рабочем фартуке. Бросает ему под ноги тяжеленную железяку: "Ось, через нестачу та-
кого гімна, робити не можемо!" Тут же была дана команда готовить анкера, и к этой работе на следующий же день приступил завод "Большевик".
Высочайшее посещение стройки повторилось весной будущего года, и тоже по дороге в парк Дружбы Народов, на такой же коммунистический субботник. Этому предшествовали серьезные волнения работников парка и треста "Зеленстрой". Не корректно повели себя по отношению к государственным руководителям посаженные ими в прошлом году саженцы - некоторые из них позволили себе не приняться и засохнуть. А ведь на них висели таблички: "Это деревце посадил Владимир Васильевич", а это... имя рек и т.д. Была дилемма: если некто увидит, что "его" деревце засохло, а другое (не дай Бог, посаженное чиновником, чей ранг пониже) зеленеет, будет ему обидно, да и субординация не соблюдается. А если втихаря посадить такое же новое, то это как бы подлог. К сожалению, не знаю, как они вышли из положения.


Монтаж вант

Строил мост весьма опытный коллектив Мостоотряда 2, который соорудил все киевские мосты, но с бетонированием пилона высотой более 100м столкнулся впервые. Сначала дело шло туго, но потом наладилось. Когда работа была закончена, начальник участка Аркадий Львович Беркович с какой-то легкой грустью произнес: "Вот нам бы сейчас второй такой, мы б его мигом!..."
Бетонировали пилон при помощи специального башенного крана, который наращивался по мере "роста" пилона и анкерился в него, так как башня высотой 110 м сама, без поддержки, не устояла бы. И вот уложены последние кубометры бетона. У кого-то появилась идея воспользоваться традицией судостроителей и разбить на верхушке бутылку шампанского. Поднимать драгоценную влагу в кубле для подачи бетона сочли неэстетичным, поэтому привязали бутылку к крюку крана и - "вира помалу!" Наш добровольный фотокор на строительстве объекта - Наталья Проценко - даже запечатлила этот момент. Когда бутылка была поднята, находящиеся на верхотуре работяги запросили по рации стоящего внизу начальника Мостоотряда Е.Н. Радзевича: "Евгений Николаевич, жалко разбивать, лучше мы ее здесь выпьем". Но начальство было непреклонно: "напьетесь там, еще свалитесь -бейте!" Что и было исполнено...
Так как канаты отечественного производства для образования вант не годились из-за большого "разброса" модуля упругости, а о закупке импортных за валюту в то время не моло быть и речи, было принято решение формировать их из параллельных высокопрочных проволок диаметром 5мм - по 91 проволоке в канате.
Для производства канатов на новой площадке в Корчеватом был построен специальный цех, но остро стала проблема их доставки на стройплощадку. С этой целью изготовили огромный барабан, на который навивали канаты, длиной около 200м. Их грузили на трейлер и, в сопровождении двух машин ГАИ с мигалками, везли по городу около 15 км. Барабан занимал своей шириной почти всю проезжую часть, так что провоз парализовал все уличное движение. После доставки нескольких канатов, от этой идеи отказались и организовали их производство возле моста на правом берегу, откуда подавали под монтаж на специальных тележках.
Примерно за год до сдачи моста в эксплуатацию, где-то в верхах появилась идея украсить верхушку пилона ладьей с легендарными основателями Киева-князьями Кием, Щеком, Хоривом и их сестрой Лыбидь. Изваял эту композицию Народный скульптор Украины В. Бородай, и в миниатюрно - кабинетном объеме подарил В.В, Щербицкому. В то же время Киев посетил Фидель Кастро, и ему решили подарить такую же. Отлили в чугуне или бронзе еще один экземпляр. Но когда скульптура во время дарения переходила из рук Щербицого в руки Кастро, последний, не ожидая столь внушительно веса, уронил ее на пол, чуть не отбив ноги себе и Щербицкому.


Скульптура "Основатели Киева", которую хотели установить на пилоне Московского моста

Все киевляне, конечно, знают эту скульптуру, установленную сначала на набережной Днепра, а затем, с некоторыми изменениями, повторенную на Майдане Незалежности. Для верхушки пилона предполагалась именно та композиция, которая позже установлена на набережной.
Пилон к этому времени был уже готов, но на столь внушительную нагрузку никто его не рассчитывал, и не было наверху никаких закладных частей в бетоне для его крепления. А нагрузка добавлялась не только вертикальная от веса, но и дополнительная - горизонтальная от силы ветра. Но высокое начальство всего этого не понимало и требовало... Хотя, в итоге нам удалось доказать невозможность этой затеи, но мысль "украсить" верхушку пилона все же осталась.
Примерно к тому времени был утвержден разработанный двумя киевскими художниками герб Киева. Мне он очень нравился: на типичном геральдическом щите удачно сочетались серебряный лук, символизирующий Киевскую Русь, ветка цветущего каштана, как эмблема современного Киева, и Золотая Звезда города - героя. До ввода моста оставалось чуть больше месяца, когда на комбинате "Художник" заказали изготовление объемного герба из кованой красной меди. Высота герба была метров 5-6, достаточная для того, чтобы его содержание читалось снизу.


Герб Киева, времен советов

Медь герба специально окисляли, чтобы она не блестела (странно, но такое решение дали художники!), а со временем он еще больше потемнел, почти слился с бетоном пилона, и его перестали замечать.
Висел он благополучно почти четверть века и никого не тревожил, а недавно, лет пять назад, газетчики запустили "утку", что герб закреплен ненадежно, болтается на ветру и в любой момент эта махина может свалиться на головы проезжающим. Начался шквал телефонных звонков от встревоженных киевлян, не подвергают ли они свои жизни опасности, проезжая по мосту. Пришлось автору проекта давать в прессе опровержение.

В.Н. Грищенко (Киевсоюздорпроект)


Статья
Маленькие истории Московского моста || №3(11)/2008
Скачать статью в PDF
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments