Михаил Кальницкий (mik_kiev) wrote in interesniy_kiev,
Михаил Кальницкий
mik_kiev
interesniy_kiev

Category:

Киевское метро: утраченные артефакты

Эту запись можно воспринимать как своего рода комментарий к недавнему материалу коллеги petr_kuznets.

Там, в частности, зашла речь о неистребимом изваянии Ленина на станции "Театральная".

А вот Ленина на станции Театральная отодрать побоялись... Давно народом замечено, что Ленина боятся. Сталина везде поубирали, а Ленина нет.

Может быть, в этом "Ленина боятся" что-то и есть, но конкретно на станции "Театральная" дело, скорее, в технических проблемах, нежели в идейных. Потому что на тех киевских станциях, где изъятие Ленина не требовало сложной разборки и отгрузки, от него избавлялись без колебаний.


Ленин со станции "Жовтнева" ("Берестейська"). Не сохранился

Давайте вспомним, какие элементы оформления метро, устроенные в советские годы, до нас не дошли.


К примеру, Лениных удалили сразу двух. Более старый находился на станции "Университет" (1960), замыкая галерею бюстов писателей и ученых.



Статую вождя из белого оргстекла изваял Михаил Декерменджи. Ее обрамлял национальный орнамент.

Теперь орнамент сам по себе.



Где была статуя – пустое место.

Другой Ленин в виде чеканного металлического рельефа размещался в торце станции "Октябрьская" (теперь "Берестейская", 1971).



Этот профиль работы скульптора Болеслава Карловского тоже испарился вместе с сопутствующей надписью – цитатой из вождя: "Жовтнева революція відкрила нову епоху всесвітньої історії".

Теперь стена просто голая. Зато на технических дверях по бокам сохранились серпочки-молоточки:



Еще один исторический персонаж был удален со стены при выходе на платформу станции "Лыбедская". С учетом ее прежнего названия "Площадь Дзержинского" (1984) ясно, кто там раньше имел место:



Настенный бронзовый рельеф Феликса Эдмундовича ваял скульптор Макар Вронский. Ничегошеньки от него не осталось.

На малюсенькой платформе станции "Арсенальной" (1960) исчез рельеф с изображение восстания на Арсенале в январе 1918 года:



Авторы – Иван Макогон и Андрей Нименко. Любопытно, что тот же Макогон когда-то оформлял на Байковом кладбище надгробие Михаила Грушевского, против которого, собственно говоря, было направлено восстание.

Теперь там посиделки назначающих свидание на этой платформе:



На станции "Вокзальная" (1960) цела-невредима вереница декоративных алюминиевых щитов с "конспектом истории УССР" на тогдашний манер.



Но герб Украинской ССР в торце платформы попросту отодрали. Вот как это выглядит теперь:



Как по мне – самое дурацкое место во всем нашем метро. Неужели за столько времени не могли тризуб присандалить?!

...Вот такой вышел обзор – довольно краткий, потому что многие детали советской поры сохранились при новых названиях станций. Ну, petr_kuznets справедливо отметил еще отковыренные буквы "КОММУНИЗМ" на платформе станции "Шулявской" ("Завод Большевик", 1963), за которыми до сих пор читается разъяснение этого понятия: "МИР, ТРУД, СВОБОДА, РАВЕНСТВО, БРАТСТВО, СЧАСТЬЕ".

Однако от одного из утраченных артефактов нашего метро у меня не осталось картинок. Дело в том, что он просуществовал очень недолго. В 1976-м появился – в 1977-м исчез.

Как известно, нынешняя станция "Майдан Незалежності" была открыта в 1976-м. Площадь тогда именовалась еще в честь "всесоюзного старосты" Михаила Калинина, и станцию оформили с учетом его персоны. В частности, над проходом к одному из эскалаторов был прикреплен рельефный профиль Калинина с характерной козлиной бородкой.

Но уже через год центральную площадь города переименовали в честь Октябрьской революции, а имя Калинина перебросили на бывшую Советскую площадь (потом она стала Михайловской). Профиль председателя ВЦИКа, натурально, убрали. Правда, в то время изображениями вождей не разбрасывались, и рельефу нашли применение. Я как-то случайно обнаружил его вделанным в стену в помещении проходной завода технологического оборудования на Щекавицкой (напротив синагоги), который носил имя Калинина. Уже в постсоветское время профиль исчез окончательно и бесследно, а теперь на месте заводских корпусов построили новый жилой комплекс... Может быть, у кого-то из читателей сохранилось фото станции метро или заводской проходной с Калининым? Зрительно я его хорошо помню, но любопытно было бы увидеть на картинке.
Subscribe

  • Анонс экскурсий "Интересного Киева" 22-25 сентября

    Наш древний Город хранит свои тайны и секреты. Эпохи и судьбы смешались тут в водовороте жизни, встраивая в современность осколки прошлого. Мы…

  • Развалины дома на Бехтеревском переулке

    Найден мной совершенно случайно. Объектив для общих планов не подходящий, но для деталей хорош. Дом, в котором жил, якобы, Нечуй-Левицкий. Так как…

  • Киевский стрит-арт

    Мне очень нравится стрит-арт, особенно те его примеры, которые представлены в посте. Самое главное, на мой взгляд, в уличном искусстве - это его…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Анонс экскурсий "Интересного Киева" 22-25 сентября

    Наш древний Город хранит свои тайны и секреты. Эпохи и судьбы смешались тут в водовороте жизни, встраивая в современность осколки прошлого. Мы…

  • Развалины дома на Бехтеревском переулке

    Найден мной совершенно случайно. Объектив для общих планов не подходящий, но для деталей хорош. Дом, в котором жил, якобы, Нечуй-Левицкий. Так как…

  • Киевский стрит-арт

    Мне очень нравится стрит-арт, особенно те его примеры, которые представлены в посте. Самое главное, на мой взгляд, в уличном искусстве - это его…