Вадим Ляшенко (boristen70) wrote in interesniy_kiev,
Вадим Ляшенко
boristen70
interesniy_kiev

Categories:

Священные дубы громовержца


У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.

        Кирилл Туровский в XII в. характеризовал новую христианскую эпоху как время отказа от  обожествления природы, к которой так близко было языческое мировоззрение: «Обновися тварь («тварь» - все сотворенное творцом-демиургом) - уже бо не нарекутся богом стихия, ни солнце, ни огнь, ни источницы, ни древеса». С принятием христианства изображение священных рощ около Киева исчезает со страниц лицевой киевской летописи. Не смотря на это, вплоть до XVIII-XIX вв. дуб и дубравы сохраняли первенствующее место в обрядности.
        Языческое население древнего Киева более всего почитало могучие старые дубы, а из животных – дикого вепря. Ярким подтверждением этого служат археологические находки в окрестностях столицы.
        В 1909 г. велись работы по очищению русла реки за 8 км от устья Десны, поблизости от мон. Николая Пустынного. Со дна был поднят дубовый ствол длиной до 20 м. Внимание рабочих привлекли четыре кабаньих челюсти, симметрично вправленных с одной из сторон дерева и успевших крепко срастись с ним. Они принадлежали молодым животным и распологались так, что образовывали квадрат. По расчетам, возраст дуба достигал 150 лет.
Образ Мирового дерева часто используется в загадках
и заговорах. В заговорах оно помещается в центре мира,
на острове среди океана - моря,
где на камне Алатыре стоит "булатный дуб"

        Еще один священный дуб был найден в 1975 г. при расчистке фарватера Днепра, чуть ниже устья Десны, в районе Охотничьей станции №2. Радиоуглеродный анализ показал, что дуб погиб где-то 750±50  лет назад, то есть он существовал как языческий жертвенник на протяжении VII-VIII вв. Дерево хранило на себе следы ритуального костра. Кабаньи челюсти, как и дуба найденного в 1909 г., были закреплены высоко у самой кроны. Таким образом, священное древо символически обретало пасть, коей могло поедать жертвенные приношения.
        Древние славяне верили, что если им угрожает продолжительная и жестокая война, то из моря выходит огромный кабан с белыми и блестящими клыками, и многие видят, как он катается по болоту, сопровождаемый страшными сотрясениями земли (Дитмар Мерзебургский). При строительстве в 1852 г. Анатомического театра (сейчас ул. Б. Хмельницкого, 37) был найден бронзовый кинжал, относящийся к раннему железному веку. Рукоять кинжала пластинчатая, с навершием в виде фигурки кабана. Перекрестье образовано выступающими орлиными головками. Орел – непременный атрибут бога грома у многих народов. По данным П. Трощина, в славянской мифологии у орла был эпитет «громовик». Гром порождало хлопанье его крыльев, молния – это сверкание глаз.
        Интересно, что в древнем названии главной реки Украины сохранились отголоски культа вепря. Некоторые исследователи печенежское название Днепра Barobx (Барух), упомянутое византийским императором и историком К. Багрянородным, относят к санскритскому Barax, а также название, данное ираноязычными племенами, Baras, Baras-don и гуннское название этой реки Var, предлагают считать древнейшим названиям Днепра, которое означает Вепрь «дикий кабан». Древнегреческое название Борисфен (Бористен, Бориспен) является переосмыслением древнеиндийского гидронима Barax через его иранскую переделку Барз-дон – «Вепрь-река». От этого названия произошли древнегреческие гидронимы Барос (Барис), Борис-тен – «Вепрь-река» и вариант Данапер, что означает наоборот – «река Вепрь».
        Деревья, расположенные около родников, источников, криниц, пользовались особым почитанием, так как здесь одновременно можно было обращаться и к вегетативной силе «рощения» и к живой воде бьющего из земли ключа.
        Церковный автор Гельмонд (ХIII в.) описывает языческое святилище, расположенное по дороге из Старграда в Любек. В роще священные дубы были обнесены деревянной оградой, имевшие двое ворот. Каждый второй день недели здесь собирался народ с князем и жрецом на суд.
        О почитании священных дубов у славян можно узнать из книги К. Багрянородного «Про управление державою» (948-952 гг.): «На этом острове (Хортица) они (русы) приносят свои жертвы, потому как там растет огромный дуб. Они приносят в жертву живых петухов, всаживая вокруг стрелы, а другие (приносят) хлеб, мясо и что имеет каждый, как требует того обычай». Возле дубов служили молебны, совершали бракосочетание, обращались к ним в заговорах. В середине XIX в. в Межигорье под Киевом существовал очень древний дуб. Раскинувшись на высоком берегу Днепра он поражал своими размерами и был прозван в честь кн. Владимира. Не мало реликтовых дубов росло в Английском саду (парк Лукашевича), в лесах Голосеево и Китаева. До наших дней в плавнях Днепра сохранились фрагменты дубовых лесов, где отдельные деревья достигают 2 м в диаметре. Отдельных исполинов можно встретить в заповедном парке «Лысая гора».

Религия друидов была основана на поклонении дубу,
с которым были связаны все древние боги-громовержцы.

        Писатель и путешественник В. Бурлак летом 1968 года рыбачил в районе Припяти. Там он встретил пожилого рыбака из села Страхолесья (90 км от Киева). Вечерний костер и уха расположили старика к беседе. Он и поведал: «Я, когда мальчиком был, жил со своей бабкой в Киеве, неподалеку от Крещатика. Однажды она повела меня к заветному дубу. Уже позабыл, в каком это районе Киева, но помню: пробираться приходилось через густые заросли кустов и деревьев. Как пришли на место, бабка повелела мне приложить ладони к старинному дубу и так постоять. От этого, дескать, вся хворь уйдет. А еще рассказала она, что каждый год, в день весеннего равноденствия, приходят к дубу киевские ведьмы, чтобы достать из дупла черный свиток и погадать, известным только им способом, на древних письменах того документа». Черный свиток с пророчествами оставило после себя неведомое племя. В глубокой древности этот народ пришел к берегам Борисфена (Днепра) и вскоре исчез бесследно.
        Говорят, что в одном из дубов находится невидимое простым оком гнездо киевского вещего ворона. Одни считали, что дерево растет на уступе печерского холма, неподалеку от Аскольдовой могилы, другие – что на Замковой горе. За советом и предсказаниями к легендарной птице приходили волхвы, колдуны и ведьмы. Три дня и три ночи они должны были сидеть под заветным дубом, чтобы вещая птица соизволила показаться на глаза. Если ясновидцы замечали вещего ворона летящим над Днепром, то возвещали о предстоящих грозных событиях и важных переменах в Киеве.
        В середине XIX в. множество киевских дубов было вырублено. Местные ведьмы предотвратить варварство не смогли, зато наказали нечестивцев: «И у каждого дровосека на год отсохла правая рука…» – так сообщалось в городском предании.
        Герои многих сказок по стволу дерева попадали на Небеса. Чаще всего подобные путешествия приписывали покойникам. По древним славянским верованиям, души умерших поднимаются к своим предкам по стволу мифического дуба. Этим, к примеру, объясняется фразеологизм «дать дуба». Подобное священное дерево аналогично Мировому Древу – модели Вселенной. Глубоко в корнях скрыт Нижний мир (Преисподняя), ствол соответствует Среднему Миру людей, крона относится к Небесам – миру божеств.
        У дуба электропроводимость выше, чем у остальных пород деревьев. Это связано с тем, что корневая система этой породы деревьев уходит глубоко в землю. Поэтому молнии, как показывает статистика, чаще всего поражают дубы. Это одна из причин, по которой дуб был посвящен громовержцу Перуну. Дуб, в который ударила молния, получал те же целебные, живительные свойства, которые приписывают весеннему дождю и громовой стрелке. Современные исследования показывают, что дуб активизирует иммунную систему и улучшает деятельность мозга. Не даром в старину кабинетную мебель делали именно из дуба. В народной медицине к нему прибегали при зубной боли, грыже, грудной жабе и др. Современные мистики утверждают, что якобы дубовые доски (как и каштановые) задерживают в себе живительные токи земных глубин.


Использованная литература:

Б. Рыбаков. Язычество древней Руси. – М., 1988.
В. Борейко, В. Грищенко. Экологические традиции, поверья, религиозные воззрения славянских и
    других народов. Том 2.  – К., 1999.
М. Янко. Топонімічний словник України. – К., 1998.
Я. Боровський. Світогляд давніх киян. – К., 1992.
А. Макаров. Малая энциклопедия Киевской старины. – К., 2005.
В. Владимиров. Сам-десять в электрическом поле // ж. «Техника молодежи», №6 1970.
 
Subscribe

  • Зміни в центрі столиці

    «Все тече, все змінюється» . І Київ теж не виключення із цього правила. Протягом 2019 року в столиці відбувся ряд змін. Зокрема, розібрали старий і…

  • Нижня підпірна стіна

    Легендарна "зеленка" — Зелений (літній) театр, Верхня підпірна стіна, Нижня підпірна стіна — це все олдскульні локації, які розташовані в одній…

  • Парк "Сирецький гай"

    З заброшками в столиці і з напарниками напряг, та й об'єктів для дослідження все менше і менше, тому вирішив здійснити культурну прогулянку. Так, щоб…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments