Лев (ked_pled) wrote in interesniy_kiev,
Лев
ked_pled
interesniy_kiev

Categories:

Киевский крематорий сооружён в 1975 году на Байковом кладбище по проекту архитектора Авраама Милецкого, спроектировавшего также киевские гостиницу «Салют» и дворец пионеров. Здание просто невероятное и гораздо больше напоминает архитектуру конца 80-х, чем середины 70-х.


Из истории комплекса:


Случалось, что и погребальные комплексы оказывались жертвой сложившихся обстоятельств. Тут кстати вспомнить судьбу киевского крематория, так и не завершенного, как оно полагалось по проекту. Здесь своя печальная история.

Архитектор Авраам Милецкий, поставивший в Киеве обелиск Победы, и художники Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко предложили нечто необычное. То был “Парк памяти”. Собственно крематорий, встроенный в рельеф местности, вообще исключался из поля зрения. Была предложена новая организация траурного ритуала. Вся территория обретала террасное построение, и процессии, сопровождающие катафалк, двигались по осмысленно построенным дорогам, не пересекаясь и не видя друг друга. На тех же террасах создавались открытые колумбарии и устраивались места поминовения. Здание залов прощания, венчающее скорбный холм, предстает как скульптура, вылепленная из железобетонных оболочек. Криволинейные очертания сводов высоких залов, концентрические кривые террас, трассы движения — все было продумано и одухотворено авторской концепцией. Собственно говоря, все это построено. И все-таки замысел остался незавершенным.

Я видел проект в его полном объеме. Помимо того, о чем уже сказано, предполагалось создать огромную монументальную композицию, посвященную теме смерти, прощания, скорби. В мастерской художников в цвете и в натуральную величину были выполнены все элементы гигантской картины. Эскизы, модели, фрагменты — все говорило о том, что произведение будет уникальным. Сама стена, на которую предполагалось нанести рельефное изображение, уже стояла. Художники сварили каркасы будущих фигур. Был положен первый грунтовый слой бетона. И тут случилось непредвиденное. Партийные власти Украины, усомнившиеся в “идеологической чистоте” изображаемого, распорядились замуровать начатое, залить работу художников толщей бетона. Не помогли никакие протесты.

Спустя несколько лет, уже на волне надежд перестройки, Ада и Владимир в ЦДА показали фильм о драме своего проекта. В тот вечер нам показалось, что все еще можно исправить. Увы, теперь ясно: то были поминки.

Горькая история поссорила художников с архитектором. Им казалось, что Милецкий мог, но не захотел защитить их от произвола властей. Хотя ясно: он не в силах был что-либо сделать. Уехав в Израиль в 1991-м, он оттуда прислал на конкурс свой проект памятника трагедии Бабьего Яра. И победил! Но и тот проект остался на бумаге.


http://magazines.russ.ru/znamia/1998/12/novik.html


В 1968-1981 годах на Байковой горе в Киеве по проекту авторского коллектива А.Рыбачук, В.Мельниченко и А.Милецкого сооружался Мемориально-обрядовый комплекс. По идее авторов в него входил Парк Памяти, крематорий с залами прощания, земляные террасы колумбария. В 1980 году, главной частью Парка Памяти были скульптурные композиции «Стены Памяти»: Весна, Радуга, Цветущий сад, Дождь, Любовь, Творчество, Материнство и другие. Общая площадь мемориального комплекса превышала 2000 квадратных метров. В начале 80-х годов сооружение «Стены памяти» приближалось к концу. На создание грандиозного мемориала художниками было отдано 13 лет жизни.

Предполагалось создать огромную монументальную композицию, посвященную теме смерти, прощания, скорби. В мастерской художников в цвете и в натуральную величину были выполнены все элементы гигантской картины. Эскизы, модели, фрагменты — все говорило о том, что произведение будет уникальным. Сама стена, на которую предполагалось нанести рельефное изображение, уже стояла. Художники сварили каркасы будущих фигур. Был положен первый грунтовый слой бетона. И тут случилось непредвиденное.

В декабре 1981 года художественно-экспертной комиссией по изобразительному искусству и художественно-экспертным советом по монументальной скульптуре Министерства культуры УССР и Госстроя УССР монументально-декоративное панно на подпорной стене мемориально-погребального комплекса признано по художественной выразительности неприемлемым, а по идейно-тематической направленности чуждым принципам социалистического реализма. На основании вышеизложенного принято решение прекратить работы по созданию указанного монументально-декоративного панно. Тогдашний министр культуры Украины С.Бесклубенко пописал указ № 1/11-5 от 18 января 1982 года. «Согласен с мнением художественно-экспертного совета об идейно-художественной неприемлемости...».

Скульптуры было приказано залить бетоном. На уничтожение художественного произведения мирового уровня ушло 300 самосвалов бетона. Ада Рыбачук находит в себе силы вспоминать трагические дни - время уничтожения рельефов: «Резолюция начала осуществляться в бетоне... в марте, апреле, мае 1982 года... Бригады рабочих, уничтожавших рельефы - две тысячи метров в длину, четырнадцать метров в высоту, - были те же, что строили этот комплекс; вместе с нами они возводили рельефы «Стены Памяти»... какой моральный урок они получили!!!».


http://ethicscenter.ru/f/1/Khandogina.html

via synthart


































Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments