Киевский крематорий сооружён в 1975 году на Байковом кладбище по проекту архитектора Авраама Милецкого, спроектировавшего также киевские гостиницу «Салют» и дворец пионеров. Здание просто невероятное и гораздо больше напоминает архитектуру конца 80-х, чем середины 70-х.
Из истории комплекса:
Случалось, что и погребальные комплексы оказывались жертвой сложившихся обстоятельств. Тут кстати вспомнить судьбу киевского крематория, так и не завершенного, как оно полагалось по проекту. Здесь своя печальная история.
Архитектор Авраам Милецкий, поставивший в Киеве обелиск Победы, и художники Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко предложили нечто необычное. То был “Парк памяти”. Собственно крематорий, встроенный в рельеф местности, вообще исключался из поля зрения. Была предложена новая организация траурного ритуала. Вся территория обретала террасное построение, и процессии, сопровождающие катафалк, двигались по осмысленно построенным дорогам, не пересекаясь и не видя друг друга. На тех же террасах создавались открытые колумбарии и устраивались места поминовения. Здание залов прощания, венчающее скорбный холм, предстает как скульптура, вылепленная из железобетонных оболочек. Криволинейные очертания сводов высоких залов, концентрические кривые террас, трассы движения — все было продумано и одухотворено авторской концепцией. Собственно говоря, все это построено. И все-таки замысел остался незавершенным.
Я видел проект в его полном объеме. Помимо того, о чем уже сказано, предполагалось создать огромную монументальную композицию, посвященную теме смерти, прощания, скорби. В мастерской художников в цвете и в натуральную величину были выполнены все элементы гигантской картины. Эскизы, модели, фрагменты — все говорило о том, что произведение будет уникальным. Сама стена, на которую предполагалось нанести рельефное изображение, уже стояла. Художники сварили каркасы будущих фигур. Был положен первый грунтовый слой бетона. И тут случилось непредвиденное. Партийные власти Украины, усомнившиеся в “идеологической чистоте” изображаемого, распорядились замуровать начатое, залить работу художников толщей бетона. Не помогли никакие протесты.
Спустя несколько лет, уже на волне надежд перестройки, Ада и Владимир в ЦДА показали фильм о драме своего проекта. В тот вечер нам показалось, что все еще можно исправить. Увы, теперь ясно: то были поминки.
Горькая история поссорила художников с архитектором. Им казалось, что Милецкий мог, но не захотел защитить их от произвола властей. Хотя ясно: он не в силах был что-либо сделать. Уехав в Израиль в 1991-м, он оттуда прислал на конкурс свой проект памятника трагедии Бабьего Яра. И победил! Но и тот проект остался на бумаге.
http://magazines.russ.ru/znamia/1998/12/novik.html
В 1968-1981 годах на Байковой горе в Киеве по проекту авторского коллектива А.Рыбачук, В.Мельниченко и А.Милецкого сооружался Мемориально-обрядовый комплекс. По идее авторов в него входил Парк Памяти, крематорий с залами прощания, земляные террасы колумбария. В 1980 году, главной частью Парка Памяти были скульптурные композиции «Стены Памяти»: Весна, Радуга, Цветущий сад, Дождь, Любовь, Творчество, Материнство и другие. Общая площадь мемориального комплекса превышала 2000 квадратных метров. В начале 80-х годов сооружение «Стены памяти» приближалось к концу. На создание грандиозного мемориала художниками было отдано 13 лет жизни.
Предполагалось создать огромную монументальную композицию, посвященную теме смерти, прощания, скорби. В мастерской художников в цвете и в натуральную величину были выполнены все элементы гигантской картины. Эскизы, модели, фрагменты — все говорило о том, что произведение будет уникальным. Сама стена, на которую предполагалось нанести рельефное изображение, уже стояла. Художники сварили каркасы будущих фигур. Был положен первый грунтовый слой бетона. И тут случилось непредвиденное.
В декабре 1981 года художественно-экспертной комиссией по изобразительному искусству и художественно-экспертным советом по монументальной скульптуре Министерства культуры УССР и Госстроя УССР монументально-декоративное панно на подпорной стене мемориально-погребального комплекса признано по художественной выразительности неприемлемым, а по идейно-тематической направленности чуждым принципам социалистического реализма. На основании вышеизложенного принято решение прекратить работы по созданию указанного монументально-декоративного панно. Тогдашний министр культуры Украины С.Бесклубенко пописал указ № 1/11-5 от 18 января 1982 года. «Согласен с мнением художественно-экспертного совета об идейно-художественной неприемлемости...».
Скульптуры было приказано залить бетоном. На уничтожение художественного произведения мирового уровня ушло 300 самосвалов бетона. Ада Рыбачук находит в себе силы вспоминать трагические дни - время уничтожения рельефов: «Резолюция начала осуществляться в бетоне... в марте, апреле, мае 1982 года... Бригады рабочих, уничтожавших рельефы - две тысячи метров в длину, четырнадцать метров в высоту, - были те же, что строили этот комплекс; вместе с нами они возводили рельефы «Стены Памяти»... какой моральный урок они получили!!!».
http://ethicscenter.ru/f/1/Khandogina.html
via