Вадим Ляшенко (boristen70) wrote in interesniy_kiev,
Вадим Ляшенко
boristen70
interesniy_kiev

Собор Святой Софии - священный образ «Премудрости Божией»


        По преданию, Ярослав Мудрый заложил Софиевский соб. на том месте, где одержал победу над язычниками – «погаными печенегами». По некоторым данным, на столетие раньше княгиня Ольга построила здесь одноименный деревянный собор.
        Более десяти лет византийские и славянские мастера строили и украшали каменную «церковь предивную». Только в 1049 г. Киевский митрополит освятил величественное сооружение. Киевская София явилась духовной преемницей Софии Константинопольской – символом государственности нового христианского общества. Св. София закладывалась как духовный центр русского православия. «София» с греч. означает «мудрость», «мастерство; с болг. – «премудрость». Дионисий Ареопагит толкует Премудрость как одно из имен Бога. В «Повести временных лет» Нестор-летописец прославляет «мудрость». Интересно, что эта запись датирована 1037 г., когда шла речь о закладке Софиевского соб., возведении «града» и христианизации государства. Это задекларировало онтологическую триаду: храм – град – государство. Двор у собора стал постоянным местом вечевых собраний, где принимались важные государственные решения.
        Архетип Софии Премудрости, как одного из имен (ипостасей) Божьих, иллюстрируется в иконообразной традиции:  София-Ангел (Упорядоченье мира), София-Крестная (Христос распятый, Церковь – Тело Христово), София-Богоматерь (Церковь Земная и Небесная), София-Апокалипсическая (Церковь Небесная, Нареченная Агнца).
          В «Слове про Закон и Благодать» будущего митрополита Илариона (XI в.) Софиевский соб., освятивший собою территорию Киева, прямо сравнивался с Иерусалимским храмом – символом Небесного Иерусалима. В основе архитектурного решения Софиевского соб. заложен символический образ апокалипсического Божиего Града как упорядоченного Богом космоса. Центральное пятинефное пространство Софии имеет форму четырехугольника, как и Небесный Град.
        Выдающиеся роль в развитии представлений о сакрально-символической основе числа принадлежит Августину Ипонийскому (V в.). Он писал, что между скоротечными числами материального мира и вечными числами высшей истины пребывают идеальные числа «красоты, искусства и творческого мышления».
        Композиция Софии – это целая симфония форм, построенная на соотношении больших и малых масс, ритмов, а также аркад, галерей, арочных оконных и дверных проемов, членящих фасады плоских и профилированных пилястр. Первоначально собор венчали тринадцать глав, образующих пирамидальную конструкцию. Тринадцать бань Софии (12+1) символизируют Христа и двенадцать апостолов, иными словами – Вселенскую Церковь. 12 шиферных парапетов украшены резьбой, символические композиции которой связаны с идеей Царства Небесного и отображают Древо Жизни, растущее рядом с главной улицей Божиего Града.
        Пятиглавье, которое венчает центральную часть сооружения, символизирует Hieros gamos – священный брак как нерушимый союз Христа и Небесной Церкви (обозначенный числом пять, как суммой парного – 2, и непарного – 3, соответствующей разнице между мужским и женским). Числовым выражением Софии, как Богоматери (в др. Греции Афине) является семерка. Семь бань расположены на западном фасаде собора, где расположен вход в храм.
        На куполах башен собора изображен солярный знак – колесо с восемью спицами. В торцах куполов башен Софии этот солярный знак фланкируется изображением грифонов в геральдической композиции. С древних времен в Египте и Скифии грифонов связывали с солярным культом. Р. Демчук в своей книге «Храм Софії у символічному просторі Русі-України (К., 2008) считает, что данное изображение символизирует солнечную колесницу. В древнем Египте изображение грифона помещали впереди боевой повозки. В Греции грифон являлся символом солнечного света и атрибутом Аполона Гиперборейского, солнечного бога. Он передвигался на колеснице то на юг, то на север, в зависимости от поры года. Интересно, что символические изображения колесниц присутствуют в Южной и Северной башнях Софиевского соб. Солярный знак (колесо с восемью спицами) символизирует солнцеворот – в Южной башне (летнее солнцестояние, 20-21 июня), в Северной башне (зимнее солнцестояние, 21-22 декабря).
        Флавий Филострат (ІІІ в.) писал, что «грифоны обитают в Индии и почитаются посвященными Солнцу – потому индийские ваятели изображают колесницу Солнца запряженной четверкой грифонов». Эти чудовищные быстрые птицы были впряжены в колесницу Немезиды, что символизирует быстроту воздаяния за грехи. Будучи воплощением богини возмездия, они вращали колесо судьбы. Иконография персонифицированного Солнца в образе колесницы широко известна на Руси с XI в. В христианской традиции колесница (повозка, ковчег, телега) символизируют церковь как средство передвижения верующих на Небеса.
        «Сокровище» обычно представляется в образе золота – символа солнечного света. Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копий скифов. Геродот писал, что чудовища с львиными телами и орлиными крыльями живут на крайнем севере Азии, где охраняют месторождения золота. По древневосточным представлениям грифоны охраняли золото Индии (сакральные знания – путь к спасению).
        Таким образом, грифон в мифах и легендах различных культур выступает в роли стража. Располагаясь рядом с Древом Жизни (Раем), он сторожит «сокровище» – бессмертие, охраняя путь к спасению. Грифон также является солнечным стражем, охраняющим солнце во время его пути. Изображение голубя символизирует Святой Дух.

«София – Премудрость Божия», чудотворная икона.
Фото с сайта http://www.cirota.ru.


        Зооморфные и ритуальные сцены на фресках башен Софии иллюстрируют обозначенные в календарном отношении празднества. Сюжет, описывающий охоту на медведя известен с времен палеолита. В археологии и фольклоре прослеживается стойкая связь медвежьего культа с именем славянского бога Велеса. «Медвежьи игрища» приходились на 1-6 января и сопровождались колядками и обряжанием в вывернутые шубы. Так справлялись «велесовы дни», завершающие празднование зимнего солнцеворота и Нового года. Изображенные на софиевских фресках «военные игрища» восходят к готским Сатурналиям и Календам (Брумалиям), совпадающим по времени празднования с «велесовыми днями». Ряженые являлись обязательными участниками январских «велесовых дней» и Календ.  Изображение Иподрома в античной культуре связывалось с образом Вселенной и солярным культом. К сцене святочной обрядности можно отнести рисунок охоты в цирке, посвященный богу Сатурну. Фреска «Поздравление кабаньей головой и окостом» перекликается с праздником в честь бога Сатурна, когда приносили в жертву свинью. У многих европейских народов мясо свиньи и свиная (кабанья) голова являлись обязательными атрибутами празднования первого дня Нового года. Образ онагра – дикого осла, не противоречит тематике данного символического цикла. Онагр является атрибутом Сатурна в его ипостаси «второго солнца» и часто изображается с колесом или солярным знаком. Осел был неизменным участником Сатурналий – праздника окончания года, связанного с зимним солнцеворотом. Изображенный на куполе Северной башни лучник символизирует Стрельца – это зодиакальный знак декабря (зимнее солнцестояние).
        Символика орнаментов собора – это знаковое воплощение идеи бесконечности Вселенной. Растительные узоры с трилистниками – хмель, который используется для приготовления ритуальных напитков. Трилистники связывают также с напитком священной сомы, дарующим безсмертие. Пышный восточный орнамент символизирует «райские кущи» занебесного мира. Киевский исследователь С. Пауков обнаружил на фресках Софии изображения, встречающиеся в Каменной могиле (древний арийский период). В Софии в первые годы ее существования собирались язычники, чтобы справлять свои древние праздники. Позднее официальная церковь строго запретила подобные сборища.
        П. Флоренский в своей работе «Небесные знамения (размышления про символику цвета)» (М., 1994) обозначил первичный «метафизический» цвет Софии как золотисто-зеленый и прозрачно-изумрудный. Интересно, что подобный цвет купола киевской Софии обрели после перестройки собора во времена барокко (1740-е гг.).


Использованная литература:

Р. Демчук. Храм Софії у символічному просторі Русі-України. – К., 2008.
Н. Никитенко. Русь и Византия в монументальном комплексе Софии Киевской. – К., 1999.
Б. Яковенко. Город Ярослава. – Портал «Интересный Киев», http://www.interesniy.kiev.ua.
Н. Куроленко. 1001 загадка Сергея Паукова // газ. «Киевские ведомости», 13.04.2002.
Г. Лозко. Українське язичництво. – К., 1994.
Subscribe

  • Зміни в центрі столиці

    «Все тече, все змінюється» . І Київ теж не виключення із цього правила. Протягом 2019 року в столиці відбувся ряд змін. Зокрема, розібрали старий і…

  • Нижня підпірна стіна

    Легендарна "зеленка" — Зелений (літній) театр, Верхня підпірна стіна, Нижня підпірна стіна — це все олдскульні локації, які розташовані в одній…

  • Парк "Сирецький гай"

    З заброшками в столиці і з напарниками напряг, та й об'єктів для дослідження все менше і менше, тому вирішив здійснити культурну прогулянку. Так, щоб…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments