zalizyaka (zalizyaka) wrote in interesniy_kiev,
zalizyaka
zalizyaka
interesniy_kiev

Угол Крещатика и Лютеранской

Этих домов уже нет.
Можно посмотреть на них на старых открытках и фотографиях.






Вид на Лютеранскую со стороны Крещатика. С левой стороны - здание №1 (Крещатик,29), за ним здание дома № 3, справа - дом № 2 (Крещатик,31)



          В доме №3 располагалась знаменитая «Варшавская кофейня».
        У нее была популярность особого свойства. Здесь упор делался не на шик-блеск, а на демократичную доступность. Кофе подавался не самых лучших сортов, допускалось курение, зато за две-три мелких серебряных монетки можно было сносно позавтракать, запив «филижанкой кавы». Понятно, что сюда стремились не слишком-то денежные представители интеллигенции, актерского мира.
        Особой «изюминкой» заведения стала комната для шахматистов. Считают, что именно эта комната изображена в рассказе А.И. Куприна "Марабу":
«Однажды, бездельничая, забрел я в большое темное кафе, спугнул дремавших в первой комнате лакеев и прошел дальше в дверь, из которой несся едкий запах табачного дыма и скверного кофе. Войдя в маленькую, запущенную, плохо освещенную комнату, я сделал шаг и остановился, пораженный. В клубах дыма, за массой пожелтевших мраморных столиков сидели молчаливые странные фигуры и, опустив длинные носы на столы, думали. Согнутые плечи, странные воротники в виде мохнатых пелерин и важный сумрачный вид - все это удивительно напоминало мне ряд таких же птиц с длинными носами, воротниками вокруг длинных голых шей, сидящих с таким же глупо-унылым видом, - птиц марабу… Все марабу сидели за шахматами. Некоторые не играли, но, сидя сбоку играющих, тоже сутулились, кивали длинными носами и, не мигая, смотрели на фигурки из желтого и черного дерева».



        Дмитрий Лавров:16 февраля газета "Киевлянин" опубликовала удивительное объявление: "В Киев приехал всемирно известный игрок в шахматы Капабланка. По просьбе киевских шахматистов маэстро сыграет с ними ряд партий. Запись в кофейне "Варшавская", ул. Лютеранская, 1. Там же продаются и билеты". "Моцарт шахматной доски", кубинец Хосе Рауль Капабланка не шутил. В помещении Коммерческого клуба (ул. Крещатик, 1) были установлены тридцать досок, и столько же отважных любителей этой игры решительно заняли "боевые позиции". Внешне этот сеанс во многом напоминал знаменитый турнир в Нью-Васюках, где, как вы помните, главным действующим лицом был Остап Бендер. Вспомним строчки бестселлера Ильфа и Петрова: "Международный васюкинский турнир 1927 года. Приезд Хосе Рауля Капабланки... Из фешенебельной гостиницы вышел чемпион мира Хосе Рауль Капабланка-и-Граупера. Его окружали дамы. Милиционер, одетый в специальную шахматную форму, вежливо откозырял. Приветственные крики потрясли город... Гроссмейстера встретили рукоплесканиями. Всего против гроссмейстера сели играть тридцать любителей. Многие из них были совершенно растеряны и поминутно глядели в шахматные учебники, освежая в памяти сложные варианты, при помощи которых надеялись сдаться гроссмейстеру хотя бы после двадцать второго хода". ("Двенадцать стульев"). http://telegrafua.com/439/history/9284/

 


        Угловой дом № 1 по улице Лютеранской, примыкающий к довоенному Крещатику не сохранился (согласно старой нумерации – Крещатик, 29). В этом доме в 1873 году открыл фотоателье Владимир Высоцкий. Его салон стал чрезвычайно популярен в городе и имел славу одного из лучших в Києве. Высоцкий был не просто фотографом, а фотографом Её Императорского Высочества Великой Княгини Александры Петровны (Ольденбургской).
        На сайте «Вся Россия в лицах и биографиях из семейных архивов» упоминается, что на углу Крещатика и Лютеранской кроме фотоателье Высоцкого – Высоцкий Владимир (Крещатик, дом Попова) располагались и другие фотографические ателье:
Высоцкая Терезия Станиславовна (Анненковская, 1), Менчинский Витольд Адамович (Крещатик, 29/1),  Бернадцкий Михаил Михайлович (уг.Крещатика и Лютеранской),  «Русская фотография» (Крещатик, уг.Лютеранской) , Алопеус Н.Ф. (уг. Крещатика и Лютеранской, дом Биска),  Езерский Иван Федорович (Лютеранская, 2). http://www.rusalbom.ru/foto-atelie.html



        В том же доме поселилась дружная семья военного врача Константина Тарасова. Пройдут годы, и его дочь Алла Тарасова станет известной драматической актрисой, «звездой» МХАТа, народной артисткой СССР.
      
  Здесь же на первом этаже находился ресторан «Maison d’or» и магазины.




При советской власти в здание разместилось Киевское аптечное управление, галантерейный магазин, магазин "Сангигиена".

1930 год Вид со стороны Крещатика. Здание аптекоуправления. 

1930 год. 


        Дом № 2 (по Крещатику до войны имел нумерацию № 31). До революции здесь располагался известнейший во всем Киеве магазин фирмы "Торговый дом Карл Людмер и сыновья" (сыновья – Исаак, Мориц и Натан). В начале века здание магазина было перестроено и 7 июня 1904 года открылся обновленный магазин.
        Газета «Киевская почта» писала: «Не знать, что такое фирма «Торговый дом Людмер и сыновья» - это грех». Чтобы купить «заграничное пальто», «заграничное платье» - нет необходимости ехать в Париж, Лондон, Вену или Берлин, у «Людмера» есть все новинки Парижа, Лондона, Вены и Берлина. Но и это не все. Сама фирма начинает изготавливать такие прекрасные по фасону и качеству ткани платья, что их трудно отличить от изделий иностранного произодства. «Пальто от Людмера», «костюм от Людмера», «платье от Людмера» - это то же, что и «заграничное».
        Магазин имел три отдела: платья, мануфактурных товаров, меховых изделий. Каждый из отделов возглавлял один из братьев – собственников фирмы (Карл Людмер к 1900 году уже выехал за границу - в Вену). Каждый отдел имеет штат служащих – не только знакомить клиентов с имеющимся товаром, но и внимательно изучать спрос. Результатом такого отношения стало то, что ни одно требование не оставалось не удовлетворенным. Тут было все до мелочей. Очень тщательно следили за качеством. При этом, покупая большие партии товаров, фирма продавала одежду намного дешевле, чем другие киевские фирмы.


        В 1905 году на выставке в Брюсселе фирма «К.Людмер и сыновья» получила Grand Prix. В тот же год на выставке в Париже фирма удостоена золотой медали за мужскую и женскую одежду.
        В 1914 году с началом Мировой войны на имущество фирмы наложен секвестр, но в 1915 году братья Людмеры продали права на владение фирмой Грузовой и Ганиткевич. Какова судьба последних владельцев после 1917 года, доподлинно не известно. (М. Рибаков. Хрещатик відомий та невідомий. Кий, 2003. «Фірма «К.Людмер і сини», або бізнес, яким він має бути» стр. 423-426)

        После революции и до 1941 года в здании располагались магазины, вначале «Сорабкоп», а позже Универмаг. В 30-е годы его перестроили, здесь был Центральный универмаг. В верхних этажах расширили окна, но поскольку на углу улиц Крещатика и Ленина было построено новое здание ЦУМа, универмаг на Лютеранской стал просто большим магазином.


        Несколько фотографий угловых домов улицы Лютеранской,  примыкавших к Крещатику:







1934 год. Здание универмага до реконструкции.


1937 год. Верхние два этажа уже реконструированы - пробиты витринные окна. На заднем плане - строящееся здание Центрального универмага (ЦУМ) на углу Крещатика и улицы Ленина (бывш. Фундуклеевской, а ныне Б.Хмельницкого).


1940 год. Здание универмага со стороны Крещатика (ул.Воровского).

С началом войны и приближением немцев к Киеву на многих улицах стали строить баррикады - было приказано - Киев врагу не отдавать.
На улице Лютеранской в дни обороны города:



Война принесла улице Лютеранской существенные потери.


24 сентября 1941 года. Пожар на Крещатике. Уже взорваны дома № 28/2 (гостиница "Спартак") и №30/1 (магазин "Детский мир"). Справа - угол Крещатика и Лютеранской. Видны заклеенные бумажными лентами окна здания дома №1. На тротуаре (справа) темнеет большая бочка для воды - ее установили во время обороны Киева для тушения зажигательных бомб.



24 сентября 1941 года. Пожар на Лютеранской. Вид со стороны ЦУМа.


С этого же места, но дыма уже намного больше.


Горит здание аптекоуправления и магазина "Сангигиена" (дом№1 по Лютеранской - Крещатик,29/1).
Фото потащено у mik_kiev


Крещатик после пожара. Слева - здание универмага - "Людмер и сыновья".


Улица Лютеранская после пожара.


1942 год



1943 год


1944 год. Киевляне расчищают развалины Крещатика. На заднем плане дом №2 по Лютеранской


Почти расчищенный от развалин Крещатик. Слева - дом №2 по Лютеранской. Вверху справа - Бесарабка


1945 год. При реконструкции Крещатика было принято решение не делать прямого проезда с Лютеранской на Крещатик.

Однако, при проектировании нового Крещатика было решено соединить главную улицу города с Лютеранской аркой в здании.

1954 год

 

Заимствовано:

http://www.interesniy.kiev.ua/old/architecture/streets/luteransk_street/23233

http://yarowind.livejournal.com/42111.html

http://mik-kiev.livejournal.com/4542.html?thread=33470

http://www.interesniy.kiev.ua/old/7137/7141/milioner_s_merii

http://www.oldkyiv.org.ua/data/kircha.php?lang=ru

http://interesniy.kiev.ua/old/architecture/buildings/143

http://oldkyiv.org.ua/data/sulimovka.php?lang=ru

 

Tags: история города
Subscribe

  • Зміни в центрі столиці

    «Все тече, все змінюється» . І Київ теж не виключення із цього правила. Протягом 2019 року в столиці відбувся ряд змін. Зокрема, розібрали старий і…

  • Нижня підпірна стіна

    Легендарна "зеленка" — Зелений (літній) театр, Верхня підпірна стіна, Нижня підпірна стіна — це все олдскульні локації, які розташовані в одній…

  • Парк "Сирецький гай"

    З заброшками в столиці і з напарниками напряг, та й об'єктів для дослідження все менше і менше, тому вирішив здійснити культурну прогулянку. Так, щоб…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • Зміни в центрі столиці

    «Все тече, все змінюється» . І Київ теж не виключення із цього правила. Протягом 2019 року в столиці відбувся ряд змін. Зокрема, розібрали старий і…

  • Нижня підпірна стіна

    Легендарна "зеленка" — Зелений (літній) театр, Верхня підпірна стіна, Нижня підпірна стіна — це все олдскульні локації, які розташовані в одній…

  • Парк "Сирецький гай"

    З заброшками в столиці і з напарниками напряг, та й об'єктів для дослідження все менше і менше, тому вирішив здійснити культурну прогулянку. Так, щоб…