antonsky (antonsky) wrote in interesniy_kiev,
antonsky
antonsky
interesniy_kiev

Category:

автобусный поезд "Киев"



Говоря об автобусах Киева, нельзя не вспомнить об интересных машинах, которые не ездили по городским улицам, их не штурмовали пассажиры на остановках, эти автобусы не попадали в аварии. Что же это за автобусы такие? Их могут вспомнить посетители выставки - нет, не новинок советского автопрома, не престижного автосалона, а на Выставке передовых достижений народного хозяйства.
Была такая структура при Советском Союзе. Теперь полузаброшенная территория выставочного центра оживает только в дни проведения каких-либо грандиозных акций, а раньше…. Многочисленные павильоны, построенные в виде древнегреческих храмов с помпезными колоннадами, были полны экскурсионных групп со всех концов страны, ухоженные парки заполнены гуляющими гражданами. О популярности ВДНХ говорит и тот факт, что более десятка автобусных и троллейбусных маршрутов Киева заканчивали свой маршрут у Выставки, которая была торжественно открыта 06.07.1958. Как целый городок, выставка имела и свой транспорт. Из-за своей довольно обширной территирии, было решено использовать автобусные поезда. Первый состав был собран в автобусной парке № 1 в 1957 году и выпущен на ВДНХ ещё до её официального открытия (после 06.07.1957), последующие машины собирались на первом и двенадцатом киевских авторемонтных заводах. Всего было изготовлено 6 таких машин. На первом тихоходе, как его называли, был установлен двигатель от "Победы", рама от ГАЗ-51, колёса - от ГАЗ-51.
Странные бело-голубые автобусы с прицепом стояли перед главным фонтаном с правой стороны, и зазывала приглашал совершить увлекательную экскурсию по выставочному городку. Для посетителей выставки это и не автобусы-то и были, а скорее аттракцион!
Наверное, так думали многие, ибо в выходные летние дни автобусики не застаивались в ожидании загрузки. Прокатиться на этом поезде было верхом удовольствия, и все желающие быстро занимали места в полуоткрытом салончике. В каждой секции автобусика размещалось около 20 пассажиров, водитель он же экскурсовод обходил поезд, обилечивая всех, и закрывал у каждого ряда сидений символическую дверку на шпингалет. Очень степенно и не спеша, автобус тронулся и поехал в сторону ипподромного поля. История создания выставки, название и назначение павильонов по пути следования, - всё это плавно звучало из динамиков.
У дальних прудов, возле пожарной части, которая к слову, тоже была частью экспозиции, поезд свернул налево и остановился. Десятиминутная остановка для осмотра фазаньей и кроличьей фермы, кормление лебедей на пруду, и водитель снова зовёт нас в путь. Шпингалеты дверок застегнуты, и двигатель снова негромко завыл по тихой парковой дороге. Несколько остановок, четыре километра пути, дружеская атмосфера, и вот наш поезд, совершив круг по лесу, въезжает на аллею выставочного городка с восточной стороны.
Павильоны, строительства и архитектуры, площадка самолётов и вертолётов у павильона авиации, с притягивающим всех огромным пузатым Ан-10, ещё 300 метров, и поезд, скрипнув тормозами, снова на центральной площади, занимает очередь на погрузку. Проезд в автобусах стоил 10 копеек, выдавались открывные талоны с катушек. Длина маршрута составляла порядка 4.5 километров, рейс длился около 40 минут.
Официально автобусы ВДНХ числились за первым автобусным парком, да он и находится совсем недалеко. Там же проходило и основное техническое обслуживание. Ночевали и зимовали автобусы в боксах на ВДНХ. Что интересно, за рулём двух машин можно было увидеть и женщин! В Киеве нигде на автобусах не работали женщины, кроме выставочных машин.
Вообще, автобусные поезда в 70е годы были не диковинкой, так в аэропорту Киева «Жуляны» тоже работали перронные автобусы РАФ-980 даже из ТРЁХ вагонов! Такие же обслуживали и многие другие аэропорты страны, да и московскую ВДНХ. На киевской ВДНХ также был эксперимент по испытаниям РАФов, но он закончился провалом, посколько такие поезда не смогли выполнить повороты в условиях ограниченного пространства.

Как уже отмечалось выше, эти автобусы изготовили в Киеве специально для ВДНХ. Простенькие кузова без бокового остекления, без дверок, позволяли быстро занимать места с обеих сторон поезда. Короткое путешествие на свежем воздухе было приятно, ну а зимой машинки отдыхали в боксах. Автобусы на ВДНХ работали с 1 мая по 10 ноября (День милиции). В автобусике длиною около 6 метров, впереди рядом с водителем (как в автобусах ПАЗ или ЛиАЗ) был установлен 90-сильный мотор от грузовика ГАЗ-51, да и вся агрегатная база была от него же. Автобус завывал во время разгонов, также как и его донор ГАЗ-51, а для безопасности имел ограничение скорости не выше 20 км/час. Из оборудования имел фары и габаритные фонари. Освещением салонов и печкой, за ненадобностью, конечно, не был оборудован. До 1980 года в автобусах была тряпочная крыша, постоянно промокающая, которая в 1980 году к Олимпиаде-80 была заменена на более влагоустойчивую.
В 80-х годах в поездах появились и АГУ (автоматические громкоговорящие устройства), рассказывающие о маршруте движения. В 1982 году, специально к 1500-летию Киева, на все поезда была нанесена надпись "1500 лет Киеву". Основная же окраска автобусов была белой и белой с голубыми полосами.
Кроме этого, в 50-х - 60-х годах тихоходы также работали на обслуживании пассажиров выставки цветов и фруктов, которая с 1955 года проводилась на Петровской аллее. Тихоходы следовали от стадиона "Динамо" по Петровской аллее до Аскольдовой могилы, по обе стороны аллеи были высажены цветы. Днём машины работали на ВДНХ, а вечером, с 18 до 22 часов - на Петровской аллее. Лишь позднее выставка цветов была перенесена на привычное для нас Певческое поле на Печерске.
На этом маршруте поезда проработали несколько лет, пока не случилось ЧП: кто-то из шалунов расцепил поезд, пока он стоял на остановке. Через некоторое время после начала движения второй вагон отцепился, но обошлось без жертв, поскольку в нм не было пассажиров.
Третьим временных маршрутов тихоходов был маршрут на Всемирной выставке птиц, которая проводилась в 70-х годах в Пирятине (10-14 дней, работало 2 машины). Также изредка, по согласованию с ГАИ, машины выезжали на Крещатик на Масленицу. А вот название эти атобусы имели «К и ї в» - такая надпись из прописных хромированных букв была на мордочке каждого автобусика. У автобусов не было государственных номеров, а были лишь бортовые (от 1 до 6), которые были написаны на задней части прицепа.
Один из шести поездов был списан в 70-х годах, и уже в 80-х годах на ВДНХ ездило 5 поездов. В свой последний рейс поезда выехали 10 ноября 1988 года. В следующем, 1989 году, они были списаны не из-за старости, а из-за того, что некоторые люди не хотели видеть их на выставке и эксплуатировать их. Вот так ВДНХ осталась без какого-либо внутреннего транспорта.

Годы выпуска/Годы эксплуатации в Киеве 1957/1957-1988
Количество в Киеве 6
Габаритные размеры, мм: длина*ширина*высота 7000-8000*??*?? хх 6000(??)*??*??
Пассажировместимость, чел.: общее количество мест
сидячих мест/стоячих мест 40-42
40-42 / -
АТП Киева, в которых эксплуатировались машины АП-1
источник: http://www.kievbus.info/buses/66-tihohod.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments