questrum (questrum) wrote in interesniy_kiev,
questrum
questrum
interesniy_kiev

Даешь рай и в Киеве!

Компактные районы небоскребов, пешеходные зоны в исторических центрах, работающий круглосуточно общественный транспорт – так живут самые комфортабельные города мира. А вот современный Киев – это разрушение исторических зданий, вечные пробки, переполненное метро, отсутствие магазинов в центре. На описание всех наших неурядиц ушли бы тома. Но в преддверии Нового года так хочется помечтать...

Каждому городу – свой Манхеттен

Экономический и административный центр Франции начали строить еще в 1960-е годы – после запрета лидера страны генерала де Голля возводить высотные здания в Париже. Благодаря этому исторический центр города остался нетронутым застройщиками. В «парижском Нью-Йорке» проживает всего 20 тыс. человек, еще 130 тыс. добираются на работу на метро и городской электричке.

Первое здание появилось еще в 1958 году на продолжении Больших бульваров от Триумфальной арки, а к 1970 году были достроены первые пять небоскребов. Впрочем, не обошлось и без протестов – часть парижан считала, что новые высотки портят перспективу Елисейских Полей. Между небоскребами в огромной пешеходной зоне размещено более 60 скульптур, самая известная – современная версия триумфальной арки Grand Arc.

В Лондоне тоже есть свой «Манхеттен». Конкурент делового Сити, район небоскребов Докленд, где располагались королевские доки, превратили в офисную зону во многом стараниями Маргарет Тетчер. Сейчас здесь работают почти 100 тыс. человек. Бизнес-район создают и в российской столице: «Москва-Сити» строится с 1993 года на площади в 100 гектаров в 4 км от Кремля, на месте бывшей промзоны. Проектируется бизнес-городок и в Минске.


Париж, панорама Деванса

«Газета…»:Размещать офисные высотки и небоскребы в Киеве вне центра предлагали неоднократно: и собрать их в едином бизнес-районе, и разместить по периметру города вдоль Окружной. Пока же самые высокие здания Киева строятся на самых «пробочных» улицах…

Астана и Канберра: а если столицу выселить?

Более радикальное решение – перенести административный центр государства из мегаполиса в небольшой город. Недавний пример – Астана, ставшая столицей Казахстана в 1997 году. В 1996 году в городе проживали 270 тыс. человек, а к 2006 уже более 600 тысяч. Из транспорта пока только автобусы, но ведется строительство большой сети скоростного и обычного трамваев – 5–6 линий, открытие намечено на 2012 год.

Впрочем, строительство «чиновничьих городов» практиковали и раньше – в Австралии это сделали больше века назад. Страна получила независимость в 1901 году, и за столичный статус соперничали два мегаполиса – Мельбурн и Сидней. В результате компромисса, по проектам ведущих архитекторов мира, был построен новый город – Канберра (сейчас – более 330 тыс. человек). Изначально он проектировался под массовое использование автомобилей: районы Канберры соединены скоростными автострадами. А «проигравший» в споре за «столичность» Мельбурн тоже себя чувствует весьма неплохо – в этом году город стал третьим в рейтинге по качеству жизни в мире.


Астана - центр города

«Газета…»:Первый проект строительства правительственного комплекса вне центра города появился еще в 1918 году, уже после войны и в наше время были предложены еще несколько…

Знающий человек

«Центр Киева сформировался в XIII веке»


Георгий ДУХОВИЧНЫЙ, архитектор:

– Киев уже переживал строительный бум: в конце XIX – начале XX веков застройка во многом напоминала нынешнюю: инвесторы думали только о квадратных метрах. Но уже в 1895 году в городе начали реализовывать первый комплексный проект – застройки усадьбы Меринга. Этим занялась группа профессионалов во главе с архитектором Шлейфером (газета писала о нем в №238 за 17 декабря 2009 года) – так появился квартал «Киевский Париж», у Театра им. Франко. Интересно, что в дореволюционном Киеве были два главных архитектора – по исторической части города и по остальным территориям. Если бы сейчас Бабушкин со своими проектами небоскребов стал архитектором Левобережья – ему бы цены не было!

Но едва в Киеве начали грамотно подходить к застройке, началась Первая мировая война, потом революция… Вообще, город преследует некий фатум: как только появляются какие-то новации – происходит исторический перелом, приходят новые люди, у которых инициативы предшественников вызывают раздражение, и все начинается сначала. А ведь генплан Нью-Йорка был принят еще в 1911 году и с тех пор практически не менялся.

Вообще, сеть улиц в центре Киева сформировалась к ХІІІ веку и в транспортном отношении безнадежна – она не развивается. Можно проложить новые улицы, но при этом придется снести 15% исторической застройки. Но лучший вариант – оставить в покое исторический центр и признать, что он не приспособлен для размещения административного центра страны. Кстати, в 1967 году генпланом было определено создание левобережного центра, зарезервирована территория у станции метро «Левобережная» аж до берега Днепра. Но спустя 25 лет Омельченко передал площадку под жилищную застройку…

Личный опыт

«Транспорт работает ночью, а совковые многоэтажки раскрашивают»


Ксения ГАК, менеджер по туризму:

– В европейских городах поражает прежде всего организация транспорта: участники движения не мешают друг другу, отдельно автомобилисты, отдельно велосипедисты, отдельно трамваи. Есть отдельная полоса для автобусов, и по ней НИКТО, кроме них, не ездит. Это касается и Праги, и Вены, и Гааги, и Амстердама. Метро оборудовано пандусами и лифтами для инвалидов – и все работает! Общественный транспорт работает по минутам, а ночью можно добраться в любой конец города на специальных автобусах – и не нужно прибегать к услугам такси.

Для туристов во многих городах введены специальные карточки. Например, «венская карта» за 18,50 евро – это проездной на все виды транспорта на 72 часа. По ней же предоставляются скидки в музеях, кафе и магазинах – адреса прилагаюся в справочнике. Хороший способ зарабатывать деньги: и туристам удобно, и горожанам выгодно.

Многие страны центральной Европы получили «в наследство» знакомую нам застройку жилых массивов. Например, в Чехии ужасные советские многоэтажки модернизируют: ставят новые окна и раскрашивают разными цветами радуги – выглядит очень красиво и не так уныло, как у нас. А модерные офисы в стиле хай-тек вынесены за пределы исторического центра. Кстати, в Праге есть закон: в исторической части даже кондиционер и спутниковые антенны нельзя устанавливать на фасады. За этим строго следят, и никто не подпишет разрешение даже за взятку.


Прага - Вацлавская площадь

«Газета…»:Мы должны понимать, что прежде, чем эти города стали такими красивыми и удобными, случилось много событий, сменилось много мэров и президентов. С уникальным киевским разнообразием ландшафтов и архитектурных стилей наш город можно было бы превратить в один из лучших в мире. Если бы «у руля» стоял человек, который искренне этого хотел бы… Причем попытки уже были, и не раз: о самых интересных нереализованных проектах развития Киева «Газета…» расскажет в одном из ближайших номеров.

Вена выбирает рельсы

Австрийская столица в этом году заняла второе место в мире по рейтингу комфортности жизни во многом благодаря общественному транспорту. Для удобства на всех видах транспорта введен единый билет, действительный в течение часа, независимо от количества пересадок (1,7 евро). И хотя на двухмиллионный город – аж 89 автобусных маршрутов, однако основу составляет рельсовый транспорт – его здесь аж три вида.

Электрический трамвай появился в Вене еще в 1897 году и сейчас – лидер по перевозкам в городе. На 31 маршруте большинство вагонов – довольно старые, 1950–1970-х годов, однако все в идеальном состоянии. С 1995 года их постепенно меняют на низкопольные поезда ULF «Сименс». Еще один маршрут – пригородный – обслуживает частная компания.

Железная дорога используется как городской вид транспорта уже больше столетия – поезда венской городской электрички S-Bahn курсируют каждые 10 минут в часы пик и каждые 20 минут вечером по девяти линиям. Кстати, в Вене пять вокзалов, в 2012 году планируют открыть шестой. Есть также скоростной поезд в аэропорт Швехат в 18 км от города – дорога занимает 16 минут.

Самый молодой транспорт Вены – метрополитен, открытый в 1976 году. Впрочем, уже сейчас сеть метро имеет 95 станций. Кстати, одна из линий использует трамвайные вагоны – так что это практически скоростной трамвай.


Вена - рельсы уложены по краям улиц

«Газета…»:
Не правда ли, похоже на «Киев в мечтах» – кольцо городской электрички, достроенные на Теремки, Троещину и Виноградарь линии метро, современные скоростные трамваи. И можно не думать о пробках…

Знающий человек

«Пересадки должны быть удобными»


Михаил БАРАШКОВ, глава общественной организации

«Киевляне – за общественный транспорт»:

– Киеву необходима концепция транспортных хабов или, по-простому, пересадочных узлов, объединяющих много маршрутов разных видов транспорта: метро, городской электрички, наземного транспорта. И желательно, чтобы остановки были под одной крышей или недалеко друг от друга. Единственный в Киеве хаб находится на станции метро «Выдубичи» (метро, автовокзал, станция электричек и троллейбус). Потенциальным хабом является и Лукьяновская площадь – здесь собраны все виды транспорта, однако пересадки весьма неудобны.

Сложно назвать многомиллионный город в Европе, в котором нет рельсового транспорта в аэропорт. Кроме, разумеется, Киева – на радость таксистам и маршрутчикам. В Москве, например, аэроэкспрессы – особые электрички – ходят уже во все аэропорты. Регистрироваться на рейс и сдавать багаж можно прямо на железнодорожном вокзале, после чего пассажир садится в электричку и попадает уже прямиком на свой рейс. В Киеве до Борисполя нужно построить «аж» километр железнодорожного пути…

Уже лет 30 за рубежом развивают трамваи: в большинстве скоростные линии объединяют преимущества метрополитена – скорость и массовость – с невысокой стоимостью строительства. В Киеве есть потенциал для обустройства на базе уже имеющихся трамвайных маршрутов новых скоростных линий, например, от Троещины до Ленинградской площади. И посмотрим, что получится у нас на Борщаговке.

А вот это нам не нужно!

Как умирал Детройт


Город – символ автомобильной Америки сейчас наполовину пуст. Еще в 1950 году здесь проживали 1,85 млн человек, сейчас же чуть больше 900 тысяч. Более 4000 зданий стоят пустые и медленно разрушаются. Причиной такого упадка стала… попытка тотальной автомобилизации: Детройт строился еще в доавтомобильную эру – с узкими улицами, на которых росли небоскребы. Уже в 1930-х годах пробки здесь стали обыденным явлением…

Автогиганты подогревали спрос на автомобили: «В каждую семью – по машине, общественный транспорт – для неудачников». В 1955 году General Motors гордо демонтировала трамвайный парк, в 1962 году сняли последние троллейбусы. Автобусы стояли в пробках наравне с автомобилями, а о строительстве метрополитена городские власти и не думали – все средства шли на новые дороги.

С 1941 года на заводы начали привлекать дополнительную рабочую силу – война требовала больше техники. В большинстве – афроамериканцев, которых не принимали на работу в других городах (в те годы еще процветала дискриминация). А высокооплачиваемые сотрудники покупали дома в пригородах. Там же строились огромные торговые центры с удобными подъездами – а в Детройт нужно было ездить только на работу. Город стал попросту не нужен среднему классу.

«Кульминацией» стали 1960-е: на месте исторических зданий появлялись парковки, а целые кварталы сносились под скоростные дороги. Результатом стали протесты «отселенцев», зачастую бедных слоев афроамериканцев… «Черный» бунт 1967 года закончился сожжением 2000 зданий и гибелью 43 человек. Образованные и зажиточные жители окончательно бежали из города. До нефтяного кризиса 1973 года, серьезно подорвавшего автопромышленность США, оставалось пять лет…


Детройт - в заброшенном Мичиганском театре теперь автостоянка

«Газета…»:Пока по пути Детройта уверенно идет Москва – даже широкие магистрали не справляются с количеством автомобилей. А в Киеве даже небольшая авария может остановить полгорода…

Автор: Григорий МЕЛЬНИЧУК

Газета по-киевски 31 декабря '09
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Зміни в центрі столиці

    «Все тече, все змінюється» . І Київ теж не виключення із цього правила. Протягом 2019 року в столиці відбувся ряд змін. Зокрема, розібрали старий і…

  • Нижня підпірна стіна

    Легендарна "зеленка" — Зелений (літній) театр, Верхня підпірна стіна, Нижня підпірна стіна — це все олдскульні локації, які розташовані в одній…

  • Парк "Сирецький гай"

    З заброшками в столиці і з напарниками напряг, та й об'єктів для дослідження все менше і менше, тому вирішив здійснити культурну прогулянку. Так, щоб…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments