alex0904 (alex0904) wrote in interesniy_kiev,
alex0904
alex0904
interesniy_kiev

Categories:

Лубянка, как она есть. Стеклянные новогодние игрушки

«Мой дед был два часа, в подвале на Лубянке и стал седым в неполных тридцать лет» - так сказал Трофим в песне «У времени реки». Что он имел ввиду под словом «Лубянка», понятно и без расшифровки. Практически у всех постсоветских людей при этом слове возникает одинаковая, достаточно мрачная, ассоциация…

Но в этом мире не все так однозначно. Вообще-то сам термин «Лубянка» - изначально очень безобидный. В его основе лежит обозначение лубяных волокон растений, ну например тех же волокон льна, используемых в текстильной промышленности. Ну и, разумеется, в старину, места, где были распространены промыслы, связанные с использованием этих волокон, часто получали название «Лубянка».

Так случилось и с тем местом, где я оказался на экскурсии в конце ноября этого года. Это село Лубянка, находящееся на исконных землях племени непокорных когда-то Древлян, в непосредственной близости от современника Киевской Руси, ныне маленького городка Гостомеля. От славного города Киева до Лубянки по трассе километров 40, не больше. Даже с поправкой на столичные пробки, за час вполне можно доехать.

На спутниковой карте это все выглядит примерно так (Лубянку я отметил желтой меткой):



Как я вообще узнал про это место и как конкретно туда добирался? Все очень просто. Предварительно планируя в этот раз свое расписание на время пребывания в столице, и думая чтобы такое интересное впихнуть в возникающие «окна», я просматривал всевозможные варианты экскурсий. В сети, на давно знакомом мне сайте www.interesniy.kiev.ua , обнаружился потенциально весьма привлекательный вариант - автобусная экскурсия на фабрику елочных игрушек. Я конечно уже давно не ребенок, и вначале легкие сомнения были – будет мне оно такое интересно или нет? Но потом, при личной встрече, Арсений myshyak меня окончательно убедил, что поехать стоит. Я послушался и в итоге не разочаровался…

Общее время экскурсии 4 часа. Из них примерно два часа уходят на дорогу туда - обратно, и два часа собственно на посещения самой фабрики (как выяснилось позже, этого хватает с головой). Выезд автобусом от Контрактовой площади, туда же и возвращение. Сейчас, перед Новым годом, эти экскурсии, как я понял, проводятся каждые выходные, были бы желающие (а в них недостатка я тогда не увидел).

В автобусе был очень хороший экскурсовод. Так что время в дороге пролетело незаметно и познавательно. И, благодаря ей, еще при подъезде к самой фабрике, я неожиданно поймал себя на внутреннем ощущении детского праздника и какой-то сказки (хотя, честно говоря, думал, что давно и окончательно такое состояние перерос))).

Не очень хочется отбирать сейчас у человека хлеб и полностью пересказывать все услышанное тогда в автобусе. Но из наиболее ярких моментов, врезавшихся в память, могу выделить такие. Это и рассказ о том, откуда вообще пошла традиция празднования Нового года, и какие именно особенности были для нее характерны в разные исторические эпохи в данной местности (некоторые эпизоды меня искренне удивили и вызвали легкую улыбку). И рассказ о том, что сейчас наметилась очень правильная традиция покупать к новому году живые саженцы елей, в горшках с землей (а не варварски вырубленные сосны), и после отшумевших праздников высаживать их где-то на природе, да хоть и у себя на даче, создавая постепенно свой собственный мини-лес (если это массово приживется – будет очень здорово!). И рассказ о том, что омела – растение паразит, в некоторые регионах страны уже реально превратившееся в настоящую эпидемию для многих лиственных деревьев, наконец-то становится предметом торговли и у лесов появляется шанс на спасение (в Европе еще со времен друидов, омелу используют в новогодней традиции, часто заменяя ели). И рассказ о том, что изначально в салат оливье – типичное блюдо для новогоднего стола во многих семьях, было положено добавлять черную икру и раковые шейки (да и не только их). И, что особо радует, был подробный и очень познавательный рассказ о местности по которой мы проезжали, ее истории, традициях и культуре… Вообще, честно говоря, все это было настолько самодостаточно, что по сути это была вторая экскурсия, и поехать можно было бы уже даже только ради нее, не заехав на фабрику))))

И вот мы на мини-фабрике стеклянных елочных игрушек… Практически все этапы производства на ней выполняются вручную, даже самые рутинные. Это дает возможность делать своего рода эксклюзив и подчеркивает определенную уникальность продукции. Хотя мне как человеку, в еще совсем недалеком прошлом посвятившему почти 10 лет своей жизни автоматизации и системам управления различными технологическими процессами, очень сложно все это было воспринимать))) Честно говоря, думаю, что некоторые этапы производства выполняются вручную, только потому, что так выгоднее экономически. Хотя были и творческие стадии, наблюдать за которыми было очень интересно)

Нас провели по всем мини-цехам, показали все этапы изготовления стеклянных игрушек. Водил лично сам директор этой частной фабрики, чем-то очень напоминающий человека, прошедшего жизненную школу председателя типичного советского колхоза, активный такой товарищ)))

На первом этапе из стеклянных заготовок – закупаемых в Полтаве медицинских стеклянных колб, делаются собственно шары. Для этого женщины разогревают на газовой горелке стекло примерно до тысячи градусов и приложившись губами к концу стеклянной трубки, силой своих легких, выдувают нужную форму шара (вот когда я окончательно понял значения терпина «стеклодув»))) ). Причем допуск диаметра такого шара всего +/- 1 мм! И это каждый раз четко проверяется специальными металлическими кольцами фиксированного диаметра, в которые опускают каждый выдутый шарик. При нас брака не было, да думаю что его почти и нет, так как все эти действия у людей доведены до автоматизма. Врать не буду, я б, с моим характером, такого однообразия и примитивных действий дольше нескольких дней точно бы не выдержал и сбежал… Но наверное, каждому свое. Ниже я привел фотографии, показывающие этот процесс. И так как на фото все не передашь, показываю еще и любительское видео этого действа:









</lj-embed>

</lj-embed>

Честно, целесообразность этого этапа я понял меньше всего. Что мешает закупать на заводе - производителе стекла, не колбы, а уже готовые шары? Сомневаюсь, что так сложно перенастроить под это дело готовую конвейерную линию по производству колб))) Так что вопрос тут, скорее всего, только в цене и экономической целесообразности такой закупки.

А вот это уже более интересный и творческий процесс. Тут из стекла делают уже не шарики, а цветы. Это уже более увлекательная работа, чем-то напоминающая действия скульптора. Лепка изделий из горячего полурасплавленного стекла.

</lj-embed>

После придания игрушкам конечной формы идет этап покрытия их определенным защитным раствором. Причем покрытие делается как внешнее - просто окунают шарики в емкость с раствором. Так и внутреннее - ниже на фото я показал устройство за это отвечающее, просто вставляется шланг во внутрь шарика и впрыскивается нужный объем жидкости.



А вот так происходит процесс покрытия шариков серебром:

</lj-embed>



Кстати, раньше, когда люди только научились делать стеклянные игрушки современного формата, покрытие делалось свинцовое, что было, разумеется, очень вредно и глупо. Но это было в далеком прошлом и не на этой фабрике)) Здесь же делается покрытые серебром и такие шарики смотрятся очень красиво. Но серебрят шарики только под заказ. Потому как не покрытые серебром шарики, хоть и теряют немного в своей зрелищности, пользуются более высоким спросом. Это связано с тем, что во внутрь таких шаров можно вставлять минисветильники (а непрозрачный, покрытый серебром шарик светиться, разумеется, не будет).

Вот так, для сравнения, выглядят разные типы шаров:



Кстати, обратите внимание, какие длинные ножки у каждого шарика. За них очень удобно держаться, пока идет различная работа над изделием, поэтому их укорачивают уже только на самом последнем этапе.

На следующем этапе, в отдельном помещении, шары покрывают базовым слоем краски и отправляют «дозревать» в сушильную печь.







Ну а потом происходит самое интересное))) На уже практически готовые изделия наносят рисунки (которых базово существует более двухсот разновидностей). Вот так выглядит этот процесс









Причем, что интересно. Каждый шар раскрашивается не с нуля и до конечно результата, а конвейерно. Берется определенное количество шаров и последовательно наносится на них один и тот же штришок определенного цвета. Потом все повторяется с другим фрагментом рисунка. По сути мини-конвеейр, только полностью ручной)
Это хорошо видно на этом видео:

</lj-embed>

Существующая база рисунков для шаров, достаточно разнообразна и привлекает внимание. В помещение она частично представлено в виде мини-выставки.



Больше всего мне почему-то понравился вот этот чайничек:



Ну и на последок народ заводят в отдельную комнату, где выставлены на продажу целые ящики с готовыми игрушками… Этот момент надо видеть)) Глаза начинают разбегатся от представленного разнообразия.. Дети просто захлебываются от восторга и попытки уговорить родителей купить все)) Взрослые же, сами на несколько минут превращаются в детей и с блаженными улыбками крутят в руках эту красоту, вспоминая свое собственное детство)))









Ну и еще одна замечательная вещь тут доступна. Можно выбрать любой шарик, купить его, и тут же отнести девочкам-художницам, чтобы они сделали на нем любую надпись по вашему желанию. Как сказал директор – «Написать можно все, кроме матов»))) Делается это за буквально за 3 минуты, и стоит всего-то одну гривну. Как по мне, так уже только ради этого стоило сюда приехать. Потому как подарить кому-то из близких тебе людей шарик со словами, понятными только «посвященным», очень и очень приятно… Вообще дарить подарки всегда даже приятнее чем получать, тем более если они такие оригинальные))

Вот такая вот получилась поездка….
И хотя я сейчас многое расписал достаточно подробно, честно признаюсь, прочитать об этом и глянуть на все своими глазами – это очень разные вещи. В эту атмосферу можно погрузиться только при личном присутствии. Хотя, конечно, каждому свое)
Subscribe

  • Зміни в центрі столиці

    «Все тече, все змінюється» . І Київ теж не виключення із цього правила. Протягом 2019 року в столиці відбувся ряд змін. Зокрема, розібрали старий і…

  • Нижня підпірна стіна

    Легендарна "зеленка" — Зелений (літній) театр, Верхня підпірна стіна, Нижня підпірна стіна — це все олдскульні локації, які розташовані в одній…

  • Парк "Сирецький гай"

    З заброшками в столиці і з напарниками напряг, та й об'єктів для дослідження все менше і менше, тому вирішив здійснити культурну прогулянку. Так, щоб…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments