questrum (questrum) wrote in interesniy_kiev,
questrum
questrum
interesniy_kiev

Category:

С миру по нитке – Киеву трамвай

«Газета по-киевски» встретилась с энтузиастами, которые восстанавливают раритетный вагон 1962 года. Кстати, уже пятый. И теперь – для Левого берега.

Мы успели привыкнуть к милому синему ретро-вагончику и комфортабельному трамваю-кафе на Подоле: в них проводят свадьбы, дни рождения, экскурсии – по Набережной, в Пуща-Водицу. Оба вагончика реанимировали по инициативе Киевского трамвайного форума – любителей общественного транспорта. Теперь они взялись за новый проект – реставрацию в Дарницком депо исторического вагона «Татра Т-2» 1962 года выпуска.

Проект серьезный – ведь трамвай сохранился только в виде корпуса. Весной планируют закончить и салон – с мягкими купе, аудиосистемой. Так ко Дню Киева на Левом берегу должен появиться первый экскурсионный трамвай. Вагон восстанавливают в прямом смысле слова всем миром – в Киев уже прибыли первые запчасти из Праги!


Движение транспортных фанатов, как называют себя любители общественного транспорта, характерно для многих городов мира. В Киеве оно образовалось вокруг интернет-сайта «Памяти киевских трамваев» (http://www.mashke.org/kievtram/), созданного киевским эмигрантом Стефаном Машкевичем, проживающим в Нью-Йорке. Не удивительно, что активность «форумчан» со временем вышла за пределы интернета…

– Летом 2006 года мы захотели отметить день рожденья одного из наших участников, Егора Авраменко, в «транспортном» духе, – вспоминает Евгений Гура, куратор проекта восстановления трамвая «Татра Т-2». – Вот и вспомнили про ретро-трамвай, построенный еще в 1989 году на основе дореволюционного вагона. Однако он оказался «на приколе», и мы предложили его восстановить… Согласовали с управлением «Киевпастранса», с депо, что мы делаем салон, они – ходовую часть. И уже 2 октября, в день презентации, вагон обслуживал свадьбу!

…Во время презентации энтузиасты увидели в депо трамвай-кафе. С мягкими креслами-купе, столиками, кухней – еще в 1992 году его переделали в VIP-вагон, но в 2006-м он тоже стоял на задворках депо.

– На радостях от успеха с ретро-вагоном мы посоветовались – а давайте сделаем! Вот завтра придем и начнем делать, – продолжает Евгений Гура. – И на следующий день начали очищать корпус от старой краски. Работы было больше, чем с ретро-вагоном, но уже в мае 2007 года трамвай-кафе вышел из цеха. Одновременно, совместно с Борщаговским депо, начали делать двухвагонный поезд – мы решили показать пассажирам, какой должен быть трамвай.

Поставили хорошие поручни, мониторы, звук, – чтобы внутри все было хорошо, а сотрудники депо делали ходовую часть; так получился образцово-показательный вагон. Так в середине июня 2007 года уже все 4 «наши» вагона участвовали в трамвайном параде по случаю 115-летия киевского трамвая. А этот, в Дарнице, – уже пятый!

– Эту «Татру» планировали переделать в прогулочный вагон еще в 2003 году, – продолжает Евгений Гура. – Мы даже нашли техосмотры за 2002 год – тогда она еще ездила как служебная, а одно время – как инкассаторский вагон, собирать выручку по киоскам. Однако успели только разобрать, заменить обшивку – и… поставили под забор… В эту субботу мы очистили вагон от мусора и хлама и подготовили к кузовным работам – нужно и крышу переварить и покрасить.

Энтузиасты продолжат работы уже после того, как в депо восстановят электронику и ходовую часть – ведь это должны делать специалисты. А тем временем планируют помогать материалами и запчастями. И для этого уже подключили чехов.

– На наш призыв откликнулись в Чехии – ведь вагон построен на местном заводе. «Связным» стал бывший киевлянин Владимир Навроцкий, водитель трамвая в Праге. От нашего имени он побеседовал с руководством Пражских ремонтных мастерских. Водители уже собрали и прислали нам первый пакет запчастей, а руководство мастерских обещает целую фуру! Сначала они предлагали вообще забрать трамвай и отремонтировать за свой счет в Праге, однако мы отказались, учитывая возможные проблемы на таможне. Также чехи пообещали организовать фонд помощи ремонту трамвая.

Справочная "Газеты..."

Таких трамваев остались единицы


Этот вагон уникален – таких трамваев выпущено всего 771 штука, в Киев попало 50. А ведь трамваи – это такая же часть городского пейзажа, как и здания: на многих исторических фотографиях центра Киева еще небольшие вагончики. Как восстанавливают раритетные автомобили – так и трамваи, троллейбусы, автобусы, железнодорожный транспорт.

– Первые вагоны «Татра Т-2» пришли в Киев в 1961 году, однако вскоре начали поставлять новую модель – «Т-3», привычную для киевлян, – рассказала «Газете…» заведующая музеем электротранспорта Киева Лидия Ливинская. – А таких в мире осталось единицы – пара в России и несколько в Чехии. Хорошо, что вагон будет на Левом берегу – ведь там на самом деле тоже есть где проводить экскурсии: Позняки, Красный Хутор, Дарница.

А вот еще легенда

В Конотопе трамвай построили сами


История трамвая знает немало примеров общественных инициатив. Например, Винница договорилась со швейцарским Цюрихом и получает бесплатно десятки трамвайных вагонов (правда, 1960-х годов, но в отличном состоянии). А в Конотопе вообще трамвай построили… сами жители!

– Конотоп в этом плане вообще уникальный город, – рассказала Лидия Ливинская. – Еще когда проложили железную дорогу и российский император ехал поездом в Одессу, здесь случилась заминка – пришлось пересесть на лошадей. А император приказал: построить лучшую станцию, на обратном пути проверю! Помогали соседи – и сделали!

А в 1949 году методом народной стройки здесь построили трамвай. Жители обращались к городскому, республиканскому руководству – все отказывали, городок ведь небольшой. Но конотопцы пошли на хитрость, написали письмо Сталину: «Подарим вам к 70-летию трамвай». Сталин ответил: «Согласен, благодарен». Тут уж никто не мог отказать.

В первые дни на стройку вышло больше трех тысяч горожан, подключилась стоявшая в Конотопе дивизия железнодорожных войск, а местное начальство набралось смелости бросить клич на весь Союз – помогите, кто чем сможет! Из Москвы передали два вагона постановлением Совета Министров СССР. И всего за полгода проложили рельсы и доставили вагоны. Сейчас это одна из самых маленьких трамвайных сетей в Украине, в основном одноколейная. На некоторых улицах нет даже асфальта – но есть рельсы.



На субботнике энтузиасты очистили вагон от мусора и осмотрели «старичка» – к восстановлению пригоден!



А вот с задним окном придется повозиться



Один из первых вагонов «Татра Т-2» на улицах Праги. Трамвай восстановлен для Музея городского пассажирского транспорта, открытого еще в 1993 году – там собрано более 40 единиц исторической техники. Теперь пражане помогают киевлянам

Автор: Григорий МЕЛЬНИЧУК

«Газета по-киевски», 19 ноября 2009 года

Полезные ссылки:

Сайт с контактами организаторов проекта и отчетом о ходе выполнения работ

Тема обсуждения восстановления трамвая на Киевском трамвайном форуме

Subscribe

  • Зміни в центрі столиці

    «Все тече, все змінюється» . І Київ теж не виключення із цього правила. Протягом 2019 року в столиці відбувся ряд змін. Зокрема, розібрали старий і…

  • Нижня підпірна стіна

    Легендарна "зеленка" — Зелений (літній) театр, Верхня підпірна стіна, Нижня підпірна стіна — це все олдскульні локації, які розташовані в одній…

  • Парк "Сирецький гай"

    З заброшками в столиці і з напарниками напряг, та й об'єктів для дослідження все менше і менше, тому вирішив здійснити культурну прогулянку. Так, щоб…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • Зміни в центрі столиці

    «Все тече, все змінюється» . І Київ теж не виключення із цього правила. Протягом 2019 року в столиці відбувся ряд змін. Зокрема, розібрали старий і…

  • Нижня підпірна стіна

    Легендарна "зеленка" — Зелений (літній) театр, Верхня підпірна стіна, Нижня підпірна стіна — це все олдскульні локації, які розташовані в одній…

  • Парк "Сирецький гай"

    З заброшками в столиці і з напарниками напряг, та й об'єктів для дослідження все менше і менше, тому вирішив здійснити культурну прогулянку. Так, щоб…