«Догуливать» по Лукьяновке я отправилась на следующий день, в этот раз я поехала туда на своей машине.
Помниться, я как-то обратила внимание на красивый дом, расположенный рядом с институтом Нейрохирурги. Теперь у меня есть желание и возможность рассмотреть его получше. Позже я разыскивала информацию в сети об этом особняке по адресу ул. Мануильского, 25 и не нашла ничего особенного.
Далее я переезжаю на улицу Баггоутовскую и углубляюсь в недра Татарки. Этот район не любят автолюбители – улочек здесь много, все они извилистые и узкие: не зная дороги, заблудиться здесь можно в два счета. Здесь находится Макариевская церковь – единственная действующая деревянная церковь в Киеве. Ей немногим более ста лет, выглядит она скромненько, выкрашена незамысловатой голубенькой масляной краской. А батюшка в ней служит исключительный! Протоиерей Анатолий Затовский - добрейшей и чистейшей души человек. Он крестил моего сына.
Я продолжаю ездить по Татарке; ищу улицу Нагорную, дом 14, где находится одноэтажный кирпичный особняк в стиле модерн. Раньше таких небольших особняков здесь было много, теперь их почти все посносили. На старом плане Татарки указаны хозяева прежних усадьб: Марр, Лубенский, Бернер, Соколов, Тритшель (Карл Генрихович, терапевт, изучал свойства слизистой оболочки желудка, заведовал Кафедрой госпитальной терапии в Киевской Университете).
Благодаря материалам печально знаменитого "Дела Бейлиса"
мы имеем представление о том, как в 1913 году выглядела Татарка (пару фото стащила здесь)
Бернер – вероятно, Яков Бернер, сахарный и кирпичный магнат, еврей-выкрест. Думаю, речь идет именно о нем, так как известно, что ему принадлежал еще один кирпичный завод, на улице Кирилловской (ныне Фрунзе), который он выкупил у братьев Зарембских – это совсем рядом, у подножья склона. Наверное, на Татарке у Бернеров была дачная усадьба, так как основные жилые особняки у него располагались в центре города – уж очень Яков был богат!
Возможно, тут проживал не он сам, а кто-то из его родственников. Особняк, который я осматриваю, построен приблизительно в 1909 году, кому принадлежал изначально – не известно, а с 1920 года здесь был Детский дом (скорее, домик). В 1956 года был передан в личную собственность семье известного ЛОР-врача, профессора Мирослава Лукича Саноцкого. Домик довольно забавный, это самое маленькое строение стиля модерн, которое я когда-либо видела.
Строился особняк из кирпича завода Зайцева, который находился здесь же, рядом – одна из проходных выходила на улицу Нагорную, ранее под номером 3.
Императора Александра Третьего в крушении поезда) стояла на месте
нанешнего памятника Коцюбинскому
Следующий пункт моей остановки – площадь возле Лукьяновского рынка, она находится позади станции метро «Лукьяновская» и торгового центра «Квадрат». Раньше здесь была шумная развязка трамвайных путей.
Сейчас площадь не менее «наводнена» автомобилями, но это от отсутствия нормальных мест для парковки. Ранее здесь находилось старейшее в Киеве Лукьяновское трамвайное депо, которое пару лет назад было закрыто и переведено на Куреневку в депо Красина. Киевский трамвай имеет прямое отношение к моей семье. Моя бабушка по матери после войны долгое время работала в трамвайном депо на Подоле. Ее работа заключалась в том, что она с коллегой в конце рабочего дна вскрывала ящик, куда пассажиры на входе бросали легендарные «трамвайные три копейки» (ранее была такая система оплаты). Деньги ссыпались в мешки и сдавались в кассу.
Иногда бабушка Ольга подбирала монетки, случайно оброненные пассажирами на пол, и отдавала их маме, младшей из пятерых своих детей, а мамочка складывала их в копилку. Мама до сих пор помнит, как в конце войны, когда ее семья (погорельцы) переехала в Пущу Водицу и как они увидели искореженные взрывами рельсы – тогда трамвай в Пущу не ходил. А в 1944 году пути восстановили, и мамин старший брат однажды посадил маму с сестрой, 7 и 9-летних девчонок, на трамвай №12 и отвез на Подол, в кинотеатр «Октябрь» смотреть кино. Мама запомнила эту поездку на всю жизнь! Тогда она впервые побывала в городе. Помню и я звук пущанского трамвая, далеко разносящийся по всему тихому поселку – трамвай было слышно за две-три остановки. Я слышала это милое сердцу дребезжание, когда маленькой девочкой частенько приезжала в гости к любимым родственникам – звук детских воспоминаний. Сейчас той Пущи, чистенькой, тихой и уютной, уже нет, давно переехали оттуда или умерли все мои пущанские родственники, а трамвай №12 все продолжает громыхать по рельсам среди леса по несколько раз в день.
Вот этот трамвайный грохот, видимо, не настолько приятный жителям Лукьяновки, и стал одной из причин переноса депо. Другая причина – дорогая земля в центре города. На месте пустыря, где недавно сняли рельсы, будет возведен новый жилой комплекс. Правда, три интересных сооружения бывшего депо решили сохранить. Вот их я и посмотрю. Первое здание – Лукьяновский народный дом.
Еще несколько лет назад он выглядел посвежее. Тогда его заново окрасили, но, видимо, дешевой краской – сейчас она облезла и покрылась потеками. Здание было построено в 1902-1903 Михаилом Артыновым году в псевдорусском стиле. Рядом, на улице Мельникова, 18 (если не ошибаюсь) находится здание в похожем стиле, только серое, там сейчас детская больница. Народный дом создавался как клуб для рабочих, целью которого было «отвлечение» пролетариата от пьянства. Здесь проводилась просветительская работа, устраивались концерты и лекции, была чайная, библиотека и даже ночлежка. После революции в доме находился Клуб Трамвайщиков. В 1990-е годы, помню, в одном из помещений был магазин верхней одежды из кожи, я там даже бывала однажды. Сейчас производится реконструкция интерьера, ремонт сцены – к открытию готовится Малая Опера. Надеюсь, фасад тоже подновят. Очень симпатичное здание! Справа от Клуба трамвайщиков расположено двухэтажное здание в стиле модерн – бывшая проходная и контора трамвайного депо. На нем висит охранительная таблица и мемориальные доски.
К сожалению, взять его в фокус в удачном ракурсе не получается – мне мешает огромный рекламный щит. Еще одно здание – огромное, массивное, в том же стиле, располагается в глубине двора за забором – пример промышленного модерна. Читала, что оба здания строили австрийские инженеры. Ранее здесь располагалась электротяговая подстанция. Здание отремонтируют и сделают здесь Политехнический музей, если, конечно, кризис не помешает. Очень хочется посмотреть на него после ремонта.
Машину я оставила в начале улицы Дегтяревской. Между «хрущобами» проглядывает глухая стена, видны железные ворота. Это и есть Лукьяновская тюрьма. Рассматривать ее поближе у меня нет никакого желания. Еду дальше.
Теперь я переезжаю на улицу Тургеневскую и оставляю машину на парковочной площадке напротив ресторана «Статус». Дальше буду бродить пешком. Я прохожу мимо одноэтажной постройки на улице Павловской,9.
Об этом одноэтажном особняке тоже написано в книге «Особняки Киева». Построен он вначале 90 годов 19 века и принадлежал мещанину Василию Яковлевичу Удовенко. Земля в этом районе была довольно дорога, поэтому стоимость усадьбы Удовенко оценивалась в кругленькую сумму – 16 тысяч рублей. Сохранились старые описания дома: шесть комнат и две прихожие, в подвале – кухня, еще одна комната, сени, коридор с лестницей. После смерти Василия Яковлевича в особняке проживала его вдова Надежда Юлиановна с сыном Владимиром – будущим ученым-гигиенистом. Он работал в Больнице Цесаревича Николая для чернорабочий (ныне Охмадет).
В 1937 году его осудили, отправили на Соловки и вскоре расстреляли. Типичный особняк, типичная для того времени судьба интеллигента-хозяина. Однако, с этим домом связан еще один интересный факт. В 1943 году тут проживал… правильно! Хрущев! Он тогда еще был членом Военного совета Первого Украинского фронта. Дома 7 и 9 обнесли глухим забором, установили ворота с окошком, поставили охрану. В конце 1943 года дом подвергся прицельной бомбардировке. Две бомбы попали в маленький дом напротив, по Павловской, 6 и покорежили ворота в доме № 8. Две другие упали в сквере возле Гоголевской, 34, изрешетив осколками торцевую стену. Обошлось без жертв, но Никита Сергеевич перепугался не на шутку и спешно переехал на Герцена, 14, в дом, о котором я уже писала. Дойдя до особнячка Хрущева на Павловской, я не смогла подавить вздох разочарования: его сейчас обнесли забором и ремонтируют. Может, в конце работы это и будет выглядеть неплохо, однако крыша мне уже не нравится!
Иду по направлению к улице Гоголевской, бывшему Кадетскому переулку. На этой улице сейчас находится большое полукруглое здание в стиле конструктивизма, в цокольном этаже которого расположена гомеопатическая аптека. В этом доме когда-то жил артист Гринько – незабвенный Папа Карло. (здесь: http://archunion.com.ua/img/foto_ul/ul_0056.jpg). Мне нужен другой дом, под номером 23 – знаменитый «Дом с котами».
Я много читала о нем в Интернете, не терпится посмотреть самой. Доходный дом был построен в 1909 году по проекту инженера Бессмертного – того, что построил «Дом с ирисами» на улице Мельникова, принадлежавший судье Грабарю, я посмотрела его вчера. Дом на Гоголевской очень интересный – ассиметричный, с разными окнами и балкончиками, украшенный забавным декором – морды, химеры, совы. Огромное арочное окно «охраняют» два зеленоглазых кота, да и сам дом выкрашен в ярко-зеленый цвет. Странно, но глаз это не режет.
Продолжение ЗДЕСЬ.