zametkiev (zametkiev) wrote in interesniy_kiev,
zametkiev
zametkiev
interesniy_kiev

Железнодорожное шоссе.

Несколько лет назад я задумал создать цикл виртуальных экскурсий по малоизвестным улицам Киева. Первой такой публикацией стала история об улице Физкультуры. С тех пор продолжать такого рода прогулки не получалось - то времени не было, то энтузиазм уходил. Но сегодня хочу поговорить о Железнодорожном шоссе. Скромная статья в Википедии совершенно не раскрывает сути этой достаточно интересной с точки зрения краеведения улицы.

Точной даты основания шоссе неизвестно. Очевидно, его появление связано с открытием станции Киев-II в 1870 году. Тогда же для нужд станции и были выстроены паровозные сараи, сохранившиеся и по сей день. Чуть позже начали появляться дома железнодорожников. В целом, тут достаточно много старины. Большинство построек связаны с ЖД хозяйством – название улицы говорит само за себя. На первый взгляд сразу возникает вопрос, а почему, собственно, шоссе? Что это, обыкновенная проселочная улочка, проложенная у подножья Черной горы, с достаточно слабым, по киевским меркам, движением автотранспорта - и имеет такое громкое имя? Ведь при слове Шоссе в сознании, по крайней мере у меня, сразу рисуется широкий, подсвеченный неоновыми лампами хайвей.

Ответ кроется в соседней реке Лыбедь, в долине которой, к слову, и проходит железная дорога. До середины 1980-х годов параллельная Железнодорожному шоссе Саперно-Слободская улица выглядела как обыкновенная грунтовка на берегу реки, прорезая центр Саперной Слободки. Основным связующим звеном Демеевки, саперного полигона, артиллерийских складов на Бусовом поле, Лысогорского форта и Набережной Днепра и прочих окрестных объектов и было Железнодорожное шоссе. Впоследствии при строительстве подъездной дороги к Южному мосту изрядная часть Слободки была разрушена, а Лыбедь отвели в огромный подземный коллектор. Теперь по этой широкой автостраде бесконечным потоком мчатся автомобили. А Железнодорожное шоссе хоть и утратило свое важное значение, но во многих местах выглядит так же, как и сто лет назад. Вот туда мы и отправимся на прогулку…


1. Бывшие паровозные сараи (1870 г.) и подъездные пути к ним. Теперь тут разные мелкие СТО-шки и прочие конторы.


2. Остатки поворотного круга. Паровоз заезжал на мостик, а потом с помощью механизмов направлялся в нужную ячейку.


3. По соседству сохранилось и дореволюционное здание, где жили работники депо. И теперь в нем находится общежитие железнодорожников. Тут очень уютный закрытый дворик.


4. На красную линию улицы фасадом смотрит другой добротный дом. На его фасаде можно прочитать дату постройки - 1906 г. Следует полагать, тут жили зажиточные инженеры с ЮЗЖД.


5. Но самое интересное - это жилой комплекс с противоположной, нечетной стороны улицы. На первый взгляд эти домики имеют характерный для имперской эпохи вид. Но на деле они были возведены уже в 1926 г. Это одни из первых советских жилых зданий в Киеве!


6. Деревянные крепления крылечка, и главное, дата постройки - 1926 г. Жилой комплекс состоит из двух одноэтажных и двух двухэтажных домиков.


7. Комплекс двухэтажных зданий для советских железнодорожников.


8. Некоторые адресные таблички тут очень оригинальны.


9. Рядышком с жилищным комплексом работников ЖД находится автотранспортное предприятие МВД. Из достопримечательностей в первую очередь стоит выделить памятник УАЗу-469, известному в народе как ''Бобик''. Этот автомобиль хорошо знаком в первую очередь тем, кто сталкивался с Фемидой на улицах города еще каких то 10 лет назад.


10. Когда-то на задворках АТП стояла брошенная бронетехника. Поговаривают, что ныне ее выкупили страйкболисты. Между тем, для меня это было очень знаковое место - благодаря этому предприятию и этим броникам я спасся от зэков, которые хотели отобрать мой фотоаппарат возле озера Глинка. Но, как говорит ''следователь'' Леонид Каневский - это уже совсем другая история...


11. На Шоссе хватает неприметных имперских зданий, спрятанных за стенами.


12. Станция Киев-Московский. Как не странно, еще не переименованная)) Первоначальное здание не сохранилось, в отличие от паровозного депо. Его взорвали в годы Второй мировой войны.  В 1955 году было возведено новое, существующее и поныне.


13. Внимательно осмотревшись по сторонам, можно найти учебную колёсную пару поезда.


14. Пытливому взору путника тут предстанет и небольшой ручей. Его начало можно высмотреть в проеме у ЖД путей. На фото исток ручья Живец в недрах Черной горы.


15. Выбравшись на поверхность, поток огибает станцию и стремится к реке Лыбедь...


16. Теперь, мы свернем от ЖД путей в сторону Лысой горы. Тут, между Железнодорожным шоссе и Саперно-Слободской улицей сохранился уникальный анклав, где время по настоящему остановилось. Крайне редкое для Киева явление - деревянный дом, возведенный в начале ХХ-го столетия. По словам местных жителей до 1917 года он принадлежал начальнику станции Киев-II.


17. Cтоят тут и довоенные двухэтажки, построенные в модном для 1930-х стиле конструктивизма. Обратите внимание на сараи во дворах - тут хранили дрова для печного отопления. Таких построек в этом анклаве много.


18. Патриархальность. У людей в Киеве есть свои огороды.


19. Советский солдат на фоне флага Украины - вход в бывшую воинскую часть.


20. Факел Олимпийского огня 1980 года каким-то непостижим образом озарил даже Железнодорожное шоссе. Буду благодарен, если кто-то разъяснит откуда здесь взялся этот символ и какое отношение он имеет к этой Богом забытой городской артерии.


21. От Железнодорожного шоссе уходила наземная ветка, ведущая к заводам "Арсенал" и "Арсенал-2". Вопреки информации от мифотворцев, она действительно проходила по земле, а не в секретных тоннелях. Ныне, сохранился лишь маленький ее огрызочек. Кстати, это тема для моей будущей публикации. Основываясь на военной карте1944 я хочу отследить как она проходила по современным улицам Киева и зафиксировать это на фото.


22. Когда то рядышком текла и речка Бусловка. Ее можно было увидеть в красивой арке под ЖД путями. Арку, возведенную в конце 1860-х годов засыпали 8 лет назад. Теперь Бусловка полностью подземная речушка. Также как и Живец, она впадает в Лыбедь.


23. Весьма символичное фото, на мой взгляд. Советский лозунг "Слава Труду!" на фоне уничтожения одного из склонов Бусовой горы для строительства очередного жилого комплекса. Сразу вспоминается пословица - "От трудов праведных, палат каменных..."


24. И напоследок просто живописное фото заката в районе станции Киев-II.


Спасибо за внимание.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments