zametkiev (zametkiev) wrote in interesniy_kiev,
zametkiev
zametkiev
interesniy_kiev

Железнодорожное шоссе.

Несколько лет назад я задумал создать цикл виртуальных экскурсий по малоизвестным улицам Киева. Первой такой публикацией стала история об улице Физкультуры. С тех пор продолжать такого рода прогулки не получалось - то времени не было, то энтузиазм уходил. Но сегодня хочу поговорить о Железнодорожном шоссе. Скромная статья в Википедии совершенно не раскрывает сути этой достаточно интересной с точки зрения краеведения улицы.

Точной даты основания шоссе неизвестно. Очевидно, его появление связано с открытием станции Киев-II в 1870 году. Тогда же для нужд станции и были выстроены паровозные сараи, сохранившиеся и по сей день. Чуть позже начали появляться дома железнодорожников. В целом, тут достаточно много старины. Большинство построек связаны с ЖД хозяйством – название улицы говорит само за себя. На первый взгляд сразу возникает вопрос, а почему, собственно, шоссе? Что это, обыкновенная проселочная улочка, проложенная у подножья Черной горы, с достаточно слабым, по киевским меркам, движением автотранспорта - и имеет такое громкое имя? Ведь при слове Шоссе в сознании, по крайней мере у меня, сразу рисуется широкий, подсвеченный неоновыми лампами хайвей.

Ответ кроется в соседней реке Лыбедь, в долине которой, к слову, и проходит железная дорога. До середины 1980-х годов параллельная Железнодорожному шоссе Саперно-Слободская улица выглядела как обыкновенная грунтовка на берегу реки, прорезая центр Саперной Слободки. Основным связующим звеном Демеевки, саперного полигона, артиллерийских складов на Бусовом поле, Лысогорского форта и Набережной Днепра и прочих окрестных объектов и было Железнодорожное шоссе. Впоследствии при строительстве подъездной дороги к Южному мосту изрядная часть Слободки была разрушена, а Лыбедь отвели в огромный подземный коллектор. Теперь по этой широкой автостраде бесконечным потоком мчатся автомобили. А Железнодорожное шоссе хоть и утратило свое важное значение, но во многих местах выглядит так же, как и сто лет назад. Вот туда мы и отправимся на прогулку…


1. Бывшие паровозные сараи (1870 г.) и подъездные пути к ним. Теперь тут разные мелкие СТО-шки и прочие конторы.


2. Остатки поворотного круга. Паровоз заезжал на мостик, а потом с помощью механизмов направлялся в нужную ячейку.


3. По соседству сохранилось и дореволюционное здание, где жили работники депо. И теперь в нем находится общежитие железнодорожников. Тут очень уютный закрытый дворик.


4. На красную линию улицы фасадом смотрит другой добротный дом. На его фасаде можно прочитать дату постройки - 1906 г. Следует полагать, тут жили зажиточные инженеры с ЮЗЖД.


5. Но самое интересное - это жилой комплекс с противоположной, нечетной стороны улицы. На первый взгляд эти домики имеют характерный для имперской эпохи вид. Но на деле они были возведены уже в 1926 г. Это одни из первых советских жилых зданий в Киеве!


6. Деревянные крепления крылечка, и главное, дата постройки - 1926 г. Жилой комплекс состоит из двух одноэтажных и двух двухэтажных домиков.


7. Комплекс двухэтажных зданий для советских железнодорожников.


8. Некоторые адресные таблички тут очень оригинальны.


9. Рядышком с жилищным комплексом работников ЖД находится автотранспортное предприятие МВД. Из достопримечательностей в первую очередь стоит выделить памятник УАЗу-469, известному в народе как ''Бобик''. Этот автомобиль хорошо знаком в первую очередь тем, кто сталкивался с Фемидой на улицах города еще каких то 10 лет назад.


10. Когда-то на задворках АТП стояла брошенная бронетехника. Поговаривают, что ныне ее выкупили страйкболисты. Между тем, для меня это было очень знаковое место - благодаря этому предприятию и этим броникам я спасся от зэков, которые хотели отобрать мой фотоаппарат возле озера Глинка. Но, как говорит ''следователь'' Леонид Каневский - это уже совсем другая история...


11. На Шоссе хватает неприметных имперских зданий, спрятанных за стенами.


12. Станция Киев-Московский. Как не странно, еще не переименованная)) Первоначальное здание не сохранилось, в отличие от паровозного депо. Его взорвали в годы Второй мировой войны.  В 1955 году было возведено новое, существующее и поныне.


13. Внимательно осмотревшись по сторонам, можно найти учебную колёсную пару поезда.


14. Пытливому взору путника тут предстанет и небольшой ручей. Его начало можно высмотреть в проеме у ЖД путей. На фото исток ручья Живец в недрах Черной горы.


15. Выбравшись на поверхность, поток огибает станцию и стремится к реке Лыбедь...


16. Теперь, мы свернем от ЖД путей в сторону Лысой горы. Тут, между Железнодорожным шоссе и Саперно-Слободской улицей сохранился уникальный анклав, где время по настоящему остановилось. Крайне редкое для Киева явление - деревянный дом, возведенный в начале ХХ-го столетия. По словам местных жителей до 1917 года он принадлежал начальнику станции Киев-II.


17. Cтоят тут и довоенные двухэтажки, построенные в модном для 1930-х стиле конструктивизма. Обратите внимание на сараи во дворах - тут хранили дрова для печного отопления. Таких построек в этом анклаве много.


18. Патриархальность. У людей в Киеве есть свои огороды.


19. Советский солдат на фоне флага Украины - вход в бывшую воинскую часть.


20. Факел Олимпийского огня 1980 года каким-то непостижим образом озарил даже Железнодорожное шоссе. Буду благодарен, если кто-то разъяснит откуда здесь взялся этот символ и какое отношение он имеет к этой Богом забытой городской артерии.


21. От Железнодорожного шоссе уходила наземная ветка, ведущая к заводам "Арсенал" и "Арсенал-2". Вопреки информации от мифотворцев, она действительно проходила по земле, а не в секретных тоннелях. Ныне, сохранился лишь маленький ее огрызочек. Кстати, это тема для моей будущей публикации. Основываясь на военной карте1944 я хочу отследить как она проходила по современным улицам Киева и зафиксировать это на фото.


22. Когда то рядышком текла и речка Бусловка. Ее можно было увидеть в красивой арке под ЖД путями. Арку, возведенную в конце 1860-х годов засыпали 8 лет назад. Теперь Бусловка полностью подземная речушка. Также как и Живец, она впадает в Лыбедь.


23. Весьма символичное фото, на мой взгляд. Советский лозунг "Слава Труду!" на фоне уничтожения одного из склонов Бусовой горы для строительства очередного жилого комплекса. Сразу вспоминается пословица - "От трудов праведных, палат каменных..."


24. И напоследок просто живописное фото заката в районе станции Киев-II.


Спасибо за внимание.


  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments